Posted 21 октября 2016,, 11:09

Published 21 октября 2016,, 11:09

Modified 31 января, 12:26

Updated 31 января, 12:26

Когда слесарь дороже профессора

21 октября 2016, 11:09
За пять лет спрос на рабочих вырос в 2,5 раза. При этом зарплаты у обладателей «золотых рук» часто составляют от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Как утверждают рекрутеры, топ-менеджера сегодня найти намного проще, чем хорошего слесаря.

«Государство, действительно, стало играть довольно серьезную роль на рынке труда, давая целевые деньги на развитие производства. Пока самого развития мы не видим, но видим запрос, видим деньги, и отсюда видим следующую историю. Довольно большое количество промышленных компаний начинает как-то развиваться, очухиваться, все ищут рабочих, а их нет, потому что преемственность потеряна. Если вы помните, какой-то период времени в нашей стране не было ни ПТУ, ничего. Сегодня нормально, что мы ищем рабочего высокого разряда с зарплатой 150 тыс. рублей, и не можем найти. При этом на вакансию „маркетолог“ с той же зарплатой резюме приходят пачками, и мы мучаемся, выбираем, отсеиваем. А рабочих просто нет», — рассказала «Росбалту» основатель и глава рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская.

По ее словам, сейчас топ-менеджера найти легче, чем хорошего слесаря, токаря или электросварщика высокого разряда. Поэтому получать рабочие профессии сегодня, по мнению рекрутера, весьма перспективно.

«Конечно, если ты токарь или слесарь, у тебя вряд ли получится серьезно работать на себя. Хотя что-то будет получаться. Все рукастые люди — сантехники, электрики, мебельщики и прочие — вполне могут работать на себя, хотя востребованы и в промышленном секторе. И уровень зарплат и там, и там высокий», — заметила собеседница «Росбалта».

Конечно, все это не работает в моногородах с единственным упадочным производством. «Дилетанты из серии „я что-то там пришел, где-то поработал“ здесь тоже не прокатят. Нужен действительно высокий профессиональный разряд», — добавила она.

Но в целом ситуация с рабочими профессиями в нашей стране меняется. «Мы фактически приходим к ситуации Европы и Америки, где хороший сантехник или слесарь может получать больше, чем профессор», — резюмировала рекрутер.

Так что если ребенок после школы собрался поступать в колледж, ни в коем случае не отговаривайте. По словам Владимирской, еще неизвестно, кто будет успешнее, он или его одноклассники — менеджеры по продажам и маркетологи.

Как рассказала руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова, с 2012 года спрос на рабочих вырос в 2,5 раза. Правда, число резюме росло вдвое быстрее. Эксперт объяснила это тем, что еще лет пять назад рабочие не так активно искали работу в интернете, но сейчас постепенно приобщаются.

«Сегодня на одну вакансию претендуют в среднем 1-1,5 человека. Это очень дефицитная профобласть. Одна из самых дефицитных. В кризис конкуренция, конечно, подросла во всех сферах. В прошлом марте, в самый пик кризиса, конкуренция у рабочих составляла около трех человек на одну позицию, но сейчас вернулась на докризисный уровень», — заметила Игнатова.

Несмотря на то, что на рынке есть и вакансии, и предложения, найти друг друга работодателям и рабочим непросто. Как объяснила эксперт, дело в том, что кандидаты часто не обладают требуемой квалификацией, в то время как на производстве нужны профессионалы высокого уровня. Кроме того, по словам Игнатовой, крупные бизнес-центры нередко страдают от того, что не могут найти себе специалиста в штат, который наладит работу сетей, коммуникаций.

«Мы анализируем западные рейтинги профессий будущего. Любопытно, что в каждом из них, выстроенном по своей особой методологии, обязательно есть хотя бы одна рабочая профессия. Чаще это электрики, слесари — все, что связано с обеспечением помещений ресурсами (вода, свет). Возможно, в будущем эти профессии трансформируются, потому что автоматизация и роботизация сейчас набирают обороты. Но ведь и роботов кому-то придется ремонтировать», — заметила глава службы исследований HH.

Проблем, по словам Игнатовой, несколько. Во-первых, выпускники наших колледжей не обладают должным уровнем компетенций. Во-вторых, у нас еще сильны стереотипы в отношении рабочих профессий. В-третьих, хорошие зарплаты сулят только тем, кто готов совершенствоваться. Так, например, в Москве стартовая зарплата для рабочих профессий на выходе из колледжа 30-35 тыс. рублей. Менеджеры по продажам или айтишники, по словам эксперта HH, получают на старте вдвое больше. Специалистам с опытом более 6 лет платят от 60 тыс. рублей. Есть вакансии с окладом от 80-100 тыс. рублей и выше, но там уже требуются знания современных технологий и большой практический опыт.

При этом, «золотые» руки сулят независимость. На рынке самозанятости уровень дохода ограничен лишь собственной ленью. Как рассказал «Росбалту» сооснователь онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com Алексей Гидирим, бытовой ремонт сегодня пользуется высоким спросом у заказчиков: помощи у профессионалов просят примерно четверть пользователей ресурса. Средний чек за услуги составляет 7780 рублей — это разовая работа. Самыми дорогими считаются специалисты по части отопления, водоснабжения, канализации — 16200 рублей. По словам собеседника «Росбалта», топовые исполнители в категории «бытовой ремонт» получают в районе 300 тыс. рублей в месяц. Нередко экономистам и юристам приходится подрабатывать сантехниками, чтобы прокормить семьи. И подрастающее поколение уже чувствует перемены на рынке труда.

«Количество выпускников, предпочитающих вузам колледжи, в последние годы растет, но больше радует, что школьники выбирают колледж осознанно», — заметила директор политехнического колледжа № 8 им. Павлова Наталья Куторго. Если раньше при поступлении ребята говорили «мне все равно, лишь бы из школы уйти», то сейчас уверенно заявляют «хочу быть автомехаником/станочником». «По моему мнению, сейчас примерно 25-30% выпускников выбирают рабочие профессии и идут в колледж», — заявила директор.

Анна Семенец