Posted 31 марта 2017,, 20:49

Published 31 марта 2017,, 20:49

Modified 31 января, 14:39

Updated 31 января, 14:39

Подмосковье: жизнь после слияния

31 марта 2017, 20:49
В Московской области продолжается тотальное укрупнение. Местные чиновники планируют расширять границы городских округов за счет сельских поселений.

После принятия поправок, узаконивших слияния муниципалитетов, сопровождавшихся скандалами в Подмосковье, в Госдуме близки к началу обсуждения новой идеи — о том, чтобы укрупнять районы не только в городские, но и в сельские округа. Какую выгоду в результате такого слияния сулят местным жителям, и что может получиться на практике, выяснил «Росбалт».

В Подмосковье обсуждается вопрос об увеличении территорий городских округов, которые зажаты в своих границах и не могут развиваться, потому что у них нет земельных возможностей, за счет объединения их с сельскими поселениями. Об этом журналистам стало известно со слов руководителя главного управления территориальной политики региона Александра Костомарова. «Росбалт» обратился в пресс-службу правительства Московской области с просьбой уточнить, каким округам и для чего именно недостает «земельных возможностей». На этот вопрос областные чиновники не ответили, но рассказали, чего удалось добиться там, где укрупнение уже случилось.

Так, в городском округе Луховицы в результате оптимизации управленческого аппарата удастся сэкономить более 100 млн рублей в год. На первых порах деньги потратят на ремонт дорог и модернизацию коммунального хозяйства. В Кашире экономия составит 30 млн рублей в год, в Озерах — 50 млн, в Серебряных Прудах — 69 млн, в Шаховской — 26 млн, в Егорьевске — почти 80 млн, в Красногорске — более 200 млн.

В городском округе Мытищи административный аппарат сократился с 850 до 336 человек. Сэкономленных благодаря этому средств хватило, чтобы построить школу на 300 мест, модернизировать детские площадки в 50 дворах, открыть центр единоборств. Консолидированный бюджет Рузского городского округа в ближайшие два года позволит построить два новых детских сада на 110 и 80 мест. В Истре экономия средств даст 1,5% годового дохода бюджета или около 6 млн рублей, в Люберцах — 9% или 70-80 млн рублей.

Кроме того, в сообщении пресс-службы отмечается, что жители некоторых поселений бывшего Люберецкого района перестанут платить за услуги ЖКХ по завышенным тарифам из-за разного уровня издержек, которые ранее несли компании-поставщики в связи с удаленностью от центра.

За счет установления единой налоговой политики — ставки на землю, имущество физлиц, аренду, налоговые льготы, а также благодаря централизации поступлений, городским округам сулят рост доходов бюджета. Например, в Рузском городском округе, по прогнозам чиновников, доходы вырастут вдвое — с 0,8 до 1,6 млрд рублей, в городском округе Зарайск — на 114 млн рублей или 18%.

Также слияние устраняет дублирование функций между районом и поселениями в части управления подведомственными учреждениями. Так, в городском округе Озеры внедрение одноуровневой системы управления ускорило решение вопросов по оформлению земли, строительству в два раза.

В качестве безусловного плюса слияния подмосковные власти приводят возможность аккумулировать ресурсы и перераспределять их для решения первоочередных проблем конкретного поселения. Также укрупнение дает возможность участвовать в госпрограммах и привлекать кредиты, в том числе, на строительство соцобъектов, ремонт и строительство дорог. «Ранее поселения с низкой бюджетной обеспеченностью не могли участвовать в программах, поскольку не могли удовлетворять требованиям к уровню софинансирования», — пояснили в пресс-службе.

В числе ожидаемых последствий рост инвестиций за счет снижения административных барьеров в отсутствии разделения на районы и поселения, создание дополнительных рабочих мест. Так, в городском округе Кашира за прошлый год было создано 1,5 тыс. рабочих мест. Промышленное производство здесь выросло на 11%.

Для жителей укрупняемых поселений существенным бонусом стал единый тариф (31,65 рублей) на проезд внутри городского округа по карте «Стрелка». Нововведение действует с 1 января 2017 года. Как уточнили в пресс-службе, до этих пор проезд по маршруту Наро-Фоминск — Головково (23,4 км) стоил 75 рублей, Наро-Фоминск — Верея (46,5 км) — 111 рублей, Верея — Веселевский (8,2 км) — 51 рублей, Талдом — Спас-Угол (36 км) — 82 рублей.

Оптимизировать планируют не только административный аппарат, но и работников ЖКХ. Также городским округам со временем обещают единые тарифы на тепло и водоснабжение, водоотведение.

Казалось бы, выгода от слияния очевидна, однако эксперты, опрошенные «Росбалтом», не спешат с выводами. Да и жители полагают, что советы сельских и городских поселений, которые после реформы планируется упразднить, работают намного эффективнее, чем районные и городские власти. Они опасаются, что объединение приведет к переезду муниципальных служб и лишь увеличит проблемы и волокиту. Также высказываются мнения, что слияния порядот неконтролируемую застройку «лакомых» территорий близ столицы, ведь ограничения по высотности и плотности строительства, характерные для сельских поселений в городском округе не действуют.

Страхи о том, что расширение городских округов за счет сельских поселений лишь увеличит масштабы многоэтажной застройки Подмосковья, эксперты развеяли. По их словам, ограничения застройки обусловлены не административным устройством, а видом разрешенного использования земли. Все это фиксируется в Генплане, Правилах землепользования и застройки. Если земля сельскохозяйственная, строить многоэтажки на ней нельзя. И лечится это изменением соответствующих документов, а не слиянием.

В первую очередь, по словам генерального директора фонда «Институт экономики города» Александра Пузанова, беспокойство связано с ухудшением доступности как самих органов местного самоуправления, так и всей социальной структуры.

«По нашим расчетам, доля тех, кто будет жить дальше чем в 15 км от места дислокации органов местного самоуправления, возрастет раза в три. Что касается социальных объектов, вероятнее всего, сейчас чиновники нам скажут, что сельские школы, больницы останутся на своих местах — никто ничего трогать не будет. Но это в логике административного реформирования. Меж тем, параллельно в стране идет реформирование систем образования здравоохранения, то и дело встает вопрос о закрытии школ, больниц в так называемых неперспективных сельских поселениях. Сейчас есть кому выступить против этого», — заявил собеседник «Росбалта», имея в виду муниципальных депутатов.

«Власть будет говорить о том, что повысится инвестиционная привлекательность, что расширятся возможности для привлечения банковского кредитования. Действительно, сейчас банки не хотят связываться с небольшими проектами, например, в системе ЖКХ. Но этот вопрос решается не слиянием, а развитием новых финансовых институтов», — уверен генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов.

В целом, территориальная организация местного самоуправления не про вопросы экономической эффективности, уверен он, а про вопросы нормальной организации жизни людей на территории.

«За слиянием последует единый план, единые правила землепользования и застройки, единые стандарты благоустройства. Специфику каждого из поселений, особенно в Московской области с ее разнообразием, вряд ли будут учитывать. Конфликтный потенциал, который запускается этим проектом, довольно высок», — полагает эксперт.

Как рассказала заместитель председателя Общественного совета при Минстрое РФ, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева, сейчас Минэкономразвития пытается посчитать, сколько же денег нужно для исполнения полномочий органов местного самоуправления. До этого такую работу провели независимые эксперты, и оказалось: в среднем по стране только около 50% полномочий муниципалитетов финансово обеспечены. То есть, обязанность есть, а возможностей нет. «Конечно, за счет экономии на администрациях какие-то локальные вопросы можно будет решить», — считает Разворотнева.

По ее мнению, при нынешнем уровне финансовой обеспеченности органов местного самоуправления наличие этих мелких муниципальных образований особого смысла не имеет. «В любом случае, ближе власть к народу это не делает, поскольку функции муниципалитетов сведены к минимуму. С другой стороны, огромная бюрократическая структура, которая замкнется на уровне губернатора, наверное, не в состоянии будет так оперативно и чутко реагировать на проблемы жителей, как местная администрация», — считает она.

В свою очередь Пузанов подчеркнул, что в течение последних лет местное самоуправление планомерно ограничивалось в своих правах, возможностях и ресурсах. «Параллельно этому, шел процесс негативного отбора на должности муниципальной службы. Кадровый потенциал существенно снизился. И теперь, глядя на это, нам говорят: смотрите — муниципалитеты ничего не могут, давайте их ликвидируем».

В экспертном заключении президентского совета по правам человека (СПЧ), направленном в Госдуму, указывается, что предлагаемый вид преобразования муниципальных образований «перечеркивает всю изначально заложенную законодателем в основу Федерального закона № 131-ФЗ концепцию о двухуровневой системе организации местного самоуправления». Два уровня — это наиболее приближенные к населению городские/сельские поселения и муниципальные районы в составе поселений и межселенных территорий. В документе также отмечено, что объединение всех поселений в один городской округ, да еще без учета мнения населения, ограничивает право граждан на местное самоуправление, гарантированное ст. 130 и 131 Конституции РФ. По мнению СПЧ, это «может привести к деградации сельских территорий и как следствие — ускорить вымирание села».

Анна Семенец