Posted 5 июня 2017,, 11:07

Published 5 июня 2017,, 11:07

Modified 30 марта, 23:05

Updated 30 марта, 23:05

На работу по знакомству

5 июня 2017, 11:07
В трудоустройстве растет значение связей, которые становятся основным инструментом в руках хантеров, считает глава рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская.

Куда нести документы выпускникам школ, умирает ли удаленка, и почему работодатели все чаще ищут сотрудников при помощи связей, рассказала основатель и глава рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская.

— Что происходит с удаленкой? Решение компания IBM, которая, можно сказать, была родоначальником всей этой истории, отозвать всех сотрудников в офисы, говорит о том, что началось обратное движение?

— Оно говорит лишь о том, что весь мир не умеет работать с удаленкой. До этого мы думали, что это чисто российская проблема, на самом деле — нет. На удаленку не получается передавать сколько-нибудь значимые ключевые функции. Люди, работающие удаленно, не настолько вовлечены в процесс, как это могло бы быть в офисе. Многие скажут сейчас: «Да вы просто не умеете правильно цифровать работу». Но компания IBM умеет это делать. И практика показывает, что проблема в другом. Оказывается, во всех рабочих процессах очень много человеческого. Скажем, сидите вы на совещании, мысль за мысль, и вдруг — пришло решение. В дистанционном формате все эти вещи упускаются.

Сегодня удаленка выживает сегмент массового некреативного повседневного труда. Классический пример — рядовой бухгалтер, в задачи которого входит составить акт, выставить счет, передать документы в налоговую, то есть, вся та работа, которая через несколько лет будет полностью автоматизирована. Так вот, какой смысл держать бухгалтера в Москве, платить ему 60 тыс. рублей, отводить место в офисе, обеспечивать интернетом и прочее, если можно найти специалиста с такой же квалификацией, скажем, Вологде за 15 тыс. рублей. Понятно, что это не первоклассный финансовый директор, но честный хороший специалист за свои деньги.

Хороша удаленка и в ситуации острого дефицита кадров. Например, хороших программистов и IT-шников часто приходится искать в других городах по всему миру.

Дистанционная работа съедает любой некреативный труд. Но как только вы начинаете думать, пытаетесь создать что-то новое, история с удаленкой становится мало возможна.

— Тем не менее, сегодня много разговоров о судьбе удаленной занятости. Каковы тенденции на российском рынке?

— С развитием интернета и разного рода сервисов на рынок выходят провинциальные города, где уровень жизни ниже, зарплаты меньше. Бухгалтеры, юристы, контент-менеджеры, специалисты call-центров — все это жестко уходит в провинцию, потому что обходится бизнесу намного дешевле, чем содержать штат в столице.

— То есть, можно сказать, что в России удаленка только наращивает темпы.

— Да, все так.

— Какое-то время назад в России начался «бум» стартапов. Долгое время эта тема была на слуху. Что сейчас происходит на рынке новых проектов?

— Стартапы не то, чтобы сходят на нет — их и сейчас много, но бум прошел. Довольно большие сложности переживает венчурная отрасль. Не могу сказать, что она полностью оправилась от кризиса. И понятно, что если нет денег на стартапы, то и проектов становится меньше. При этом, заметно растет уровень стартапов. То, что проходило семь лет назад, когда вся эта история в России только начинала развиваться, сейчас кажется полной ерундой.

— На рынке труда лето традиционно считается мертвым сезоном. Грядущее будет таким же?

— В этом году, на самом деле, лета не будет. Я сейчас не про погоду, хотя, здесь тоже сомнения возникают. Этим летом будет много вакансий — больше, чем обычно бывает. Дело в том, что практически полтора года рынок стоял. Не считая растущих отраслей и вакансий на замену, предложений вообще не было. Все только сокращали сотрудников. Но кризис, действительно, уходит. Я не говорю, что мы станем жить богаче и лучше, но те компании, которые не смогли пережить кризис, благополучно погибли, а остальные как-то выжили: присосались к каким-то деньгам, нашли новые направления или сократились до максимума. Эти компании снова начинают искать кадры. Три месяца мы наблюдаем резкий рост вакансий, что для сезона не характерно. Так что в этом году лета не будет.

И если мы обойдемся без каких-либо серьезных политических и экономических потрясений, в осень войдем в большом пике вакансий.

Но есть и другая сторона — менее приятная. Количество вакансий растет, но зарплаты к докризисным не возвращаются. В среднем во время кризиса зарплаты упали в Москве — на 15%, в стране — на 22-25%. На этой планке они и остаются.

Большое количество компаний ушло в серую зону. До кризиса бизнес активно обелялся, потому что люди хотели впоследствии продаваться кому-то, брать хорошие кредиты, выходить на международный рынок. Конечно, в серую зону ушли не все, но многие. Тенденция коснулась медиа, рекламных агентств, стартапов, производств, ритейла, в том числе, крупных компаний. Но кризис проходит, а обеляться компании не собираются.

— Летние вакансии — это какой-то конкретный сегмент? И кто вообще востребован на рынке?

— Традиционно летом растет все, что связано с гостиницами, общепитом. Смешно сейчас говорить про веранды, но мы верим, что лето наступит, и они вновь заработают на полную мощность. Большой рост вакансий мы видим в Сочи. Это и аниматоры, и сотрудники в кафе/ гостиницах, причем, не только рядовые, но и топовые.

Если говорить в целом по рынку, сейчас растет агропромышленность — зерно, овощи, мясо, вино, рыба, водоросли. Здесь тоже нужно большое количество людей, причем, не только тех, кто будет «ковыряться в грядках». Много вакансий в промышленности. Я не говорю, что растет сама промышленность, но вакансий становится больше. Традиционно растет интернет, IT, робототехника, индустрия отдыха.

Тяжелая ситуация в строительстве и девелопменте, в банках, за исключением финтеха, довольно плохо дела с телекомом. Пока эта тенденция едва заметна, но дальше будет только хуже.

— Можно ли сегодня назвать какие-то модные отрасли, в которых произошло затоваривание?

— Прежде всего это маркетинг: онлайн-маркетинг, digital-маркетинг. И дело не в том, что маркетологов много. Хороших — как раз крайне мало. Но какое-то время назад люди массово ринулись на курсы, получили «корочки», не понимая, что в отрасли требуется большой практический опыт. Курсы такой возможности в большинстве случаев не предлагали, и вся эта история с обучением оказалась в итоге бессмысленной. И вот сейчас выпускники этих курсов массово вышли на рынок.

Традиционно мы продолжаем выпускать огромное количество сотрудников для банков: экономистов, юристов, финансовых директоров. При этом, специалисты с богатым опытом по-прежнему дико востребованы.

— Есть ли понимание, какие позиции в каких сферах кажутся россиянам самыми стабильными?

— Все очень хотят в госсектор. Причем, не прямиком в министерство, а скорее рядом с ним: Ростех, Ростелеком, Роснано — там, где есть большие бюджеты, большие задачи, большая стабильность. Привлекают IT и интернет, робототехника и медицина будущего. При этом последнее вовсе не про врачей, а скорее про ЗОЖ, гаджеты для здорового образа жизни и прочее.

— Скоро выпускники этого года понесут документы в вузы. Куда посоветуете поступать?

— Здесь важны две вещи. Прежде всего, нужно поступать в хороший вуз. Погуглите рейтинг вузов 5-100. Чаще всего, это вузы с хорошим уровнем преподавания, где читают курсы практики бизнеса. Это значит, что вы получите не просто знания, приближенные к жизни, но и возможность трудоустройства. Например, в Бауманке, Вышке к моменту окончания студенты, которые нормально учились, получают по 3-4 оффера от хороших компаний. Это позволяет избежать «проклятья первой работы», когда всем требуется опыт, но непонятно, где его получить.

Мы не смотрим на оценки в дипломе, но мы по-прежнему смотрим, что вы заканчивали. И, конечно, не стоит выбирать те направления, которые умирают. Например, знание языков перестает сегодня быть тем скиллом, который гарантирует вам трудоустройство. Да, нужно знать английский, но просто знания английского уже не достаточно, чтобы найти хорошую работу.

— Как меняется сам процесс трудоустройства, подход работодателей и самих кандидатов к этому вопросу?

— Растет значение нетворкинга и связей. Мы приближаемся к тому, что давно практикуют в Америке и Европе. Социальный капитал — кого я знаю в отрасли, как меня знают в отрасли, какие мне дают рекомендации, сколько человек может за меня поручиться — все это очень важно.

В том числе поэтому нужно поступать в хороший вуз. Например, в Бауманке, Вышке, МГУ есть сообщество выпускников. Многие из членов таких сообществ руководят компаниями, и, конечно, предпочитают набирать сотрудников из родных вузов.

В наше бешеное время, когда количество резюме огромно, на хорошую вакансию в хорошую компанию приходит до 800 откликов, многие эйчары перестают размещать предложения на массовых ресурсах, и начинают просить рекомендаций «у своих». Конечно, мы не родственников трудоустраиваем, у нас KPI другой, а просим порекомендовать кого-то стоящего. Если раньше это был лишь один из инструментов, то сейчас это основной инструмент.

Отсюда второй тренд — проактивность в поиске работы. Нужно забыть про «совковый» предрассудок о том, что сказать «я ищу работу» стыдно. Чем больше людей об этом узнает, тем лучше. Не менее важно грамотно себя продать. Если четыре года назад ты еще не вышел на рынок, а тебя уже хантили, то сейчас ситуация изменилась. Теперь поиск работы — тоже работа.

Беседовала Анна Семенец