Posted 21 июля 2017,, 10:25

Published 21 июля 2017,, 10:25

Modified 31 января, 16:08

Updated 31 января, 16:08

Обвиняемого в убийстве Героя России лишили приговора

21 июля 2017, 10:25
Служители Фемиды, отменив приговор Зелимхану Мазаеву и его сообщникам за разбой и грабеж, отправили дело на новое рассмотрение.

Мосгорсуд неожиданно отменил обвинительный приговор в отношении Зелимхана Мазаева, которого власти ОАЭ обвиняли в исполнении убийства экс-командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева. Осужден он был не за это преступление, а за разбой и грабеж. Однако и данный вердикт «не устоял». И сам суд, и слушания в апелляционной инстанции проходили довольно тяжело.

Приговор Мазаеву и трем его сообщникам — Магомеду Ибаеву, Майрбеку Мадаеву, Рустаму Насаеву — был вынесен Лефортовским судом накануне Нового года, 30 декабря 2016 года. Они были признаны виновными в разбое и грабеже, Мазаеву назначили шесть лет лишения свободы, остальные подсудимые получили по пять лет колонии. Все они сразу обжаловали приговор, однако рассмотрение дела в апелляционной инстанции Мосгорсуда долго не назначали. В результате слушание было назначено только через полгода — на 1 июня 2017 года. Однако дату рассмотрения переносили три раза, состоялось оно только 19 июля. Служители Фемиды приняли решение отменить обвинительной приговор и отправили дело на новое рассмотрение в Лефортовский суд. Обвиняемые оставлены под стражей. Мотивировка такого решения будет ясна позже.

Стоит отметить, и сами слушания в Лефортовским судом проходили не менее сложно. Первый раз следствие попыталось передать «дело Мазаева» на рассмотрение служителям Фемиды еще в июле 2015 года. Однако тогда Лефортовский суд вернул его из-за того, что обвинительное заключение составлено с нарушениями. После исправления ошибок обвиняемые так затянули чтение материалов, что вновь дело удалось направить в Лефортовский суд лишь 31 декабря 2015 года. И там его вновь «завернули».

Судья сочла, что был допущен ряд нарушений УПК РФ, в связи с чем дело не может быть рассмотрено и подлежит возвращению в прокуратуру и следователям. По данным агентства, эти нарушения возникли из-за тактики, выбранной Мазаевым и его защитой. Обвиняемый то помнит русский язык, то напрочь его забывает. Так, на предварительных слушаниях он неожиданно вспомнил, что почти не владеет русским языком. А во время следствия ему не был предоставлен переводчик с чеченского. С другой стороны, Зелимхана возмутило, что копия обвинительного заключения ему была выдана только на чеченском языке, а на русском — нет. Служители Фемиды сочли это существенными нарушениями, мешающими рассмотрению дела.

В результате слушания над Мазаевым и его сообщниками начались в Лефортовском суде только в сентябре 2016 года. Часто заседания откладывались — то в связи с недоставлением кого-либо из обвиняемы, то в связи с неявкой защитников. Приговор был вынесен ровно за сутки до наступления Нового года, но теперь он отменен.

Наверное, эта криминальная история не имела бы большого резонанса, если бы не личность Мазаева. Недолгое время он был бойцом батальона «Восток», возглавляемого Героем России Сулимом Ямадаевым. А потом перешел в одно из спецподразделений, подконтрольных Рамзану Кадырову. Кстати, брат Мазаева до сих пор является чеченским силовиком. Весной 2009 года Мазаев оказался в ОАЭ, где было совершено громкое преступление. 28 марта 2009 года в Дубае был убит Герой России, экс-командир спецбатальона «Восток» Сулим Ямадаев. Киллер, которым, по версии полиции ОАЭ, являлся Зелимхан Мазаев, открыл огонь по жертве из пистолета на подземной парковке жилого комплекса Jumeirah Beach Residence. После преступления Мазаев улетел в Москву.

Проведя расследование убийства, правоохранительные органы Дубая объявили в международный розыск семь человек, в том числе Мазаева, чья фотография долгое время находилась на сайте Интерпола. Однако в январе 2013 года власти ОАЭ прекратили его уголовное преследование по нереабилитирующим обстоятельствам: он был прощен по нормам шариата. В московском регионе Зелимхан Мазаев в последние годы был постоянным фигурантом криминальных хроник.

Осенью 2011 года он забыл пистолет Стечкина в ресторане «Сокровище шейха» на Мантулинской улице в Москве. Его нашли работники заведения и передали полицейским. А вскоре в ресторан приехал сам Зелимхан в сопровождении других уроженцев Чечни с требованием вернуть пистолет. Начался конфликт, в который пришлось вмешаться полицейским. Визитеры уверяли, что у них есть разрешение на ношение оружия, правда, предъявить его не смогли.

После инцидента в ресторане «Сокровище шейха» Зелимхан остался в столице. А в ночь на 21 февраля 2012 года группа жителей Чечни привезла Мазаева в НИИ имени Склифосовского с огнестрельным ранением. Врачи сделали ему операцию, после чего поместили в реанимационное отделение. В ГУ МВД РФ по Москве заявили, что Мазаев случайно сам прострелил себе бедро из травматического оружия: когда он резко встал из-за столика в ресторане торгового комплекса «Европейский», находившийся за поясом пистолет выстрелил. При этом у пострадавшего имелась лицензия на ношение «травматики».

В ночь на 28 ноября 2012 года сотрудники ГИБДД остановили у дома 15 по Быковскому шоссе Mercedes с «чеченским» госномером (95-й регион), содержавшим буквы КРА. В республике такие номера считаются «блатными», поскольку местное население расшифровывает их как «Кадыров Рамзан Ахматович». За рулем машины находился Мазаев, рядом с ним сидел другой житель Чечни — Адлан Муртазалиев. На заднем сиденье автомобиля лежал портфель, который принадлежал Мазаеву: среди прочего там были его документы. Сыщики также нашли в портфеле боевой револьвер Magnum M с восемью патронами и травматический пистолет Steyr M-A1 с семью патронами.

По словам источника «Росбалта» в правоохранительных органах, никаких документов на оружие у людей, находившихся в Mercedes, не было, их обоих задержали. По факту обнаружения оружия было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 222 УК РФ. Дальше стали происходить весьма занятные события. На травматический пистолет вскоре появилось непонятно откуда взявшееся разрешение. А вину за ношение боевого оружия на себя взял Муртазалиев. Мазаева отпустили на свободу.

По словам источника «Росбалта», после всех этих многочисленных инцидентов Мазаев выпал из круга общения с влиятельными представителями Чечни. А в конце концов — попался на обычном разбое.

Юрий Вершов