Posted 1 июня 2018,, 19:24

Published 1 июня 2018,, 19:24

Modified 30 марта, 19:40

Updated 30 марта, 19:40

«Яблоко» раздора

1 июня 2018, 19:24
Громким скандалом сопровождались выборы главы московского отделения одной из старейших в современной России демократических партий.

События внутри партии «Яблоко» редко выходили на поверхность и привлекали к себе сколь-нибудь широкое внимание. Последний раз нечто подобное случилось в декабре 2015 года, когда на партийном съезде в председатели партии выдвинулся псковский историк и яркий общественник Лев Шлосберг, уже получивший известность как оппозиционер, но председателем избрали ничем широкой публике не известную Эмилию Слабунову, которую поддержал Явлинский. Тогда, помнится, много было комментариев в том духе, что «Яблоко» упустило последний шанс на возрождение.

На отчетно-выборной конференции московского отделения «Яблока» в минувшую субботу председателем избрали того же, кто и возглавляет «Мосяблоко» уже 14 лет — широко известного в Москве Сергея Митрохина. Только не на два года, как это было принято, а всего на полгода.

Уже сам по себе такой короткий срок свидетельствует о чем-то чрезвычайном, неком конфликте. Тем более, что при этом в состав столичного регионального совета вошел сам Явлинский — очевидно, для «разруливания острой ситуации».

Сам Митрохин свидетельствует, что все нормально. «На конференцию пришло очень много людей — сторонников господина Каца, — пояснил Сергей Митрохин „Росбалту“ свое видение ситуации. — У них были планы сорвать конференцию и мое переизбрание. Но мы эти планы сами благополучно сорвали. Поставили их на место. Будем работать дальше, в том числе и с ними, если они захотят».

В «Мосяблоке» уже второй год развивается конфликт старого стабильного руководства с группой «молодых волков» и возмутителей спокойствия, чьим лидером является Максим Кац — человек 33 лет, чемпион России по спортивному покеру. Фигура, словно самой природой созданная для вызова общественному вкусу.

Выходя на публичную сцену в 2012 году с целью избрания в муниципальные депутаты, Кац отважно позиционировал себя как «профессионального игрока в покер», что вкупе с яркой фамилией и поведенным в Израиле отрочеством, отнюдь не помешало ему стать депутатом муниципального собрания района Щукино.

Если в 2013 году Кац помогал Навальному баллотироваться в мэры Москвы (безуспешно, но далеко не бесславно), то в 2016-м он пожелал вступить в «Яблоко». И не только самому вступить, но и привести с собой массу свежих активистов.

Здесь важны цифры. И даже просто порядки их. Всего в московском отделении «Яблока» состоит около 800 человек. Кац мобилизовал под свои знамена сотни людей. Если бы всех их разом приняли, это сильно изменило бы «развесовку» авторитетов и влияний. Немудрено, что старое руководство заговорило о «попытке рейдерского захвата» отделения.

Сам Максим Кац в своем блоге излагает свою версию развития событий: «В 2016 году я решил вступить в „Яблоко“ и позвал туда своих сторонников. Я сразу заявил о своих амбициях избраться руководителем московского „Яблока“ и описал план — вступим в партию и выберем меня в соответствии с уставом. Такой план не понравился Сергею Митрохину, и он предпринял попытку исключить меня из партии с максимально неприятными формулировками. Там же он списком отклонил заявки почти 100 человек, пришедших по моему призыву. Вместо того, чтобы обидеться и уйти, я позвал еще больше людей и проигнорировал эти тычки, будто их нет».

В ходе этого противостояния «перетягивание каната» продолжалось, причем Кацу в той или иной мере симпатизировал Явлинский. Кац исключался из партии решением московского регионального совета в начале прошлого года и восстанавливался решением федерального бюро. В итоге в «Яблоко» было принято почти 200 сторонников Каца, но пока без права избрания делегатов на партконференцию. Явлинский, в частности, признал, что нужно вести процесс постепенно, дабы исключить ситуацию, когда масса вновь прибывших произведет непредсказуемые изменения курса.

В разговоре с корреспондентом «Росбалта» Максим Кац решительно отверг подозрения в том, что он действует как политтехнолог, стремящийся к захвату власти в организации путем вливания в нее новой массовки — такие случаи наша бурная политическая жизнь начала века знает.

«Мы позвали сторонников, а не просто людей с улицы, — подчеркнул Кац. — Мы ничего им не платим. Просто я через свой блог объяснил людям свою позицию. И они пошли. Среди действующих членов у меня тоже немалая поддержка».

Сам Кац был одним из 48 делегатов субботней партконференции. Где в числе 10 делегатов голосовал против переизбрания Митрохина председателем московского отделения. Но лидера переизбрали 38 голосами.

При этом Кац привел в конференц-зал несколько десятков своих сторонников, несправедливо, по их мнению, лишенных права голоса.

«Перед мероприятием мы долго думали и обсуждали, как нам действовать, чтобы наш голос был услышан, когда мы лишены прав на голосование, — написал он в блоге. — Решено было взять за образец поведение депутатов в британском парламенте… Присутствующие громко выражали свое отношение к происходящему: хлопали, громко возмущались, если кто-то пытался нас оскорблять, не давали уходить от вопросов. Но действовали максимально корректно — как только ведущий конференции начинал говорить в микрофон, все замолкали. Но если он пытался помочь уйти от ответа спикеру либо замять тему, то гул начинался опять — и так, пока не достигалась справедливость».

Что касается короткого срока, на который переизбран Митрохин, то, по его словам, он сам предложил избрать себя на полгода, «видя, что ситуация обостренная, и чтобы не было путей к отступлению». Дело в том, что Сергей Митрохин планирует баллотироваться в сентябре в мэры Москвы.

«В зависимости от итогов выборов мэра, в которых я собираюсь участвовать, — заметил Митрохин корреспонденту „Росбалта“. — Увидим, насколько я эффективен в решении этой задачи. Не исключаю, что одержу победу, и в этой должности уже не смогу возглавлять московское отделение партии».

Кандидатура в столичные мэры от «Яблока» определится на партийных «праймериз». Причем решено, что в роли выборщиков смогут выступить не только члены «Мосяблока» (уже включая недавно принятых сторонников Каца), но и все, кто баллотировался в муниципальные депутаты на летних выборах прошлого года (неважно, выиграл ли), а также все, кто были наблюдателями на президентских выборах, и те, кто жертвовал деньги для партии. Всего до 4 тысяч человек.

«Пока никаких кандидатов, кроме меня, не обозначилось», — сообщил Сергей Митрохин. «Я не думаю, что Митрохин пойдет в мэры, — заметил Кац. — Большинство выборщиков его не поддерживают».

Так что процесс идет. «Мне грустно и печально, что даже в такой старейшей организации, как „Яблоко“, — древнейшей партии либерально-демократического направления — был скандал, — заметил корреспонденту „Росбалта“ политолог Борис Надеждин. — В принципе, надо сказать, что Максим Кац продемонстрировал политическую эффективность. Это же его люди прошли на местных выборах».

Действительно, прошлым летом во многие муниципальные собрания столичных районов были избраны депутаты блока «Объединенные демократы», созданного Максимом Кацем и Дмитрием Гудковым. Всего прошло 266 таких депутатов, из коих 177 было выдвинуто от «Яблока».

«Кац больше политтехнолог, чем политик, но он оказался эффективен и по Москве показал результаты очень хорошие, — полагает Надеждин. — В кои-то веки у „Яблока“ больше депутатов местных, чем у коммунистов. Возможно, будущее за такими, как Кац».

При этом сама партия «Яблоко», как полагает Надеждин, «реально существует в Москве, Санкт-Петербурге и Псковской области, где у них есть представительства в муниципалитетах», а в целом, «идет к какому-то закату».

«Как массовая партия, они не существуют, — высказал мнение по этому же поводу политолог Кирилл Шулика. — Есть небольшой аппарат и небольшой актив, тоже старый, со времен молодости Явлинского. Митрохин умеет только руководить партийным отделением. Его работа — выдвигаться и нигде не выигрывать. А Кацу, вероятно, нужна просто площадка для „монетизации“, для выдвижения кандидатов. „Яблоко“ же имеет право выдвигать кандидатов в муниципальные депутаты, и в мэры без сбора подписей избирателей».

Леонид Смирнов