Posted 6 июня 2018,, 22:30

Published 6 июня 2018,, 22:30

Modified 31 января, 19:45

Updated 31 января, 19:45

Россиян оставят без пенсии?

6 июня 2018, 22:30
Эксперты считают, что в случае реформы до заслуженных выплат многие сограждане просто не доживут, но главное — это все равно не решит проблем ПФР.

Говоря о повышении пенсионного возраста, чиновники все время кивают на Запад. Но каждый раз почему-то забывают, что там у людей есть выбор, отмечают собеседники «Росбалта».

Очередной этап реформы, по словам вице-премьера Татьяны Голиковой, намечен на 2019 год. Минфин, Минтруда, Совет Федерации уже предлагают свои варианты. Для мужчин возраст выхода на пенсию планируют продлить до 65 лет, для женщин по одной из версий — до 60 лет, по другой — до 63 лет.

Какие проблемы хотят решить в правительстве повышением пенсионного возраста, и можно ли без этого обойтись, «Росбалт» спросил у экспертов.

Первый министр экономики РФ, доктор экономических наук Андрей Нечаев:

«Федеральный бюджет с трудом справляется с трансфертами в Пенсионный фонд. Сейчас появляются значительные дополнительные затраты в связи с последним указом президента. На все просто не хватает денег.

У меня есть альтернативное предложение, как можно было бы решить проблемы Пенсионного фонда. Например, передать ему акции государственных компаний, чтобы Пенсионный фонд получал дивиденды, а потом, в рамках приватизации, получал доходы от продажи этих акций.

Но если на приватизацию правительство вряд ли пойдет, то передать дивиденды госкомпаний ПФР — легкое решение, которое можно провести хоть завтра. Достаточно одного распоряжения правительства. Сейчас субсидии Пенсионному фонду составляют 2,3 трлн рублей. Одними дивидендами столько не покроешь, но это существенно сгладит проблему.

Плюс — нужно снять с Пенсионного фонда ту дополнительную нагрузку, которую на него возложили. Я имею в виду материнский капитал, другие социальные выплаты, что тоже в значительной мере снизит расходы.

К сожалению, такого рода предложения не находят отклика в нашем правительстве. С учетом тех приоритетов, которые сейчас выстраиваются (понятно, что субсидии Пенсионному фонду в этот список не входят), другого выхода у нас нет. Тем более, что де-факто правительство ликвидировало накопительную систему, неоднократно замораживая новые поступления и полностью подорвав к ней доверие со стороны населения.

В той демографической ситуации, которую мы получим черед 10-15 лет (один работающий — один не работающий), понятно, что нагрузка на солидарную систему возрастет настолько, что она достойные пенсии обеспечить не сможет. То есть, длительным непринятием решения правительство просто загнало себя в угол, когда повышение пенсионного возраста, простите, неизбежно.

Людям, в зависимости от того, насколько повысят пенсионный возраст, в течение нескольких лет просто не будут платить пенсии. Да, это серьезная экономия. Они будут продолжать работать, и Пенсионный фонд — получать за них взносы. Но пока каких-то глобальных рывков продолжительности жизни у нас не наблюдается, значит, чем выше возраст выхода на пенсию, тем меньше людей до нее доживает.

Я считаю, что реформу нужно проводить постепенно, заранее людей информируя. Предоставлять более гибкие возможности. Например, тем, кто сейчас находится в предпенсионном возрасте, в случае его повышения установить более короткий срок. Дать людям право выбора. В Германии, например, можно уйти на пенсию по «старому» возрасту, и получать, скажем, 70% положенной пенсии, или доработать по «новому», и получить все 100%. Но без кардинальный перемен повышение пенсионного возраста неизбежно.

Научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг:

«Повышение пенсионного возраста может кратковременно решить бюджетные проблемы. Но, вообще-то, это контрпродуктивная мера в нашей ситуации. Много мы от этого не выиграем.

Да, есть профессии, на которых люди могут работать до глубокой старости — ученые, чиновники. Но есть и другие, где люди ждут не дождутся этой пенсии. У нас мужчины — больше половины — не доживают до 65 лет. Начнутся болезни, бюджет больше на них потратит, чем выиграет от того, что они позже вышли на пенсию.

И если бы были проблемы в бюджете! Но ведь цена нефти чуть ли не в два раза выше, чем мы ожидали. Мы получаем налогов от этой отрасли многим больше, чем планировали. Я не думаю, что повышение пенсионного возраста сейчас — такая уж нужная мера. Без нее вполне можно обойтись. Тем более, что это только усилит социальное недовольство».

Геронтолог Эдуард Карюхин:

«Повышение пенсионного возраста необходимо по экономическим параметрам. Как геронтолог, я такое решение поддерживаю. Работа держит людей в тонусе, не дает им раскиснуть, как это происходит со многими, кто вышел на пенсию. Кроме того, повышение пенсионного возраста может дать плоды в долгосрочной перспективе. Люди будут более рачительны к своему здоровью, другим станет образ жизни.

Владимир Путин на заре своего президентства сказал, что пока он президент, повышения пенсионного возраста не будет. Мы уже подошли к этому вплотную, уже якобы планы правительства сверстаны. Вероятно, эти слова будут им же опровергнуты.

Тех, кто уже на пенсии, это решение не коснется. Оно затронет тех, кому до пенсии осталось пять-десять лет. Но что делать? Есть понятие необходимости, осознания этой необходимости, которое делает более осмысленной нашу жизнь.

Но я убежден, что пожилые люди должны совмещать пенсионные выплаты с возможностью широко трудиться. Нужен переходный период».

Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына:

«Бюджет получит временные денежки, ровно на три года — 600 млрд рублей. Но потом выплатит больше. Люди будут выходить на пенсию на три-пять лет позже. Все эти годы работодатели будут делать за них отчисления в Пенсионный фонд. В итоге, государство будет должно им большую пенсию. Денег, которые бюджет выиграет от отсрочки, не хватит. Еще добавить придется.

Зато мы с вами получим кучу проблем. Яселек у нас нет? Теперь не будет еще и бабушек. Они все будут работать. Если хотите знать, вокруг меня полно женщин, которые ушли на пенсию раньше времени (могли бы еще работать и работать), только потому, что готовились стать бабушками.

Посмотрим с другой стороны. Вы наверняка читали программу правительства о цифровизации, роботизации. На нее отпущены огромные деньги. Так вот, в результате этой программы к 2030 году «высвободятся» или останутся без работы 35% (кто-то говорит — 50%) россиян. Как вы думаете, кто будет высвобождаться?

Вопрос о пенсионном возрасте — вопрос не о пенсионерах, вопрос о работающих. Вы же знаете, что в Москве после 40 лет женщина никуда не может устроиться? Первое, о чем спрашивает работодатель — возраст. Моя сестра — классный бухгалтер - уже в 50 лет не могла найти работу, не то что в 55. Поднимая пенсионный возраст, мы увеличиваем количество безработных, оставляя людей и без зарплат, и без пенсий.

По оценке ВЦИОМ, если вы немножко доверяете этой службе, не больше 10% россиян считают, что нужно повысить пенсионный возраст. По той же оценке, 35% считают, что нужно пенсионный возраст снизить.

В нашей стране 65% мужчин будут наслаждаться пенсией всего три-пять лет. Другие просто не доживут до 65 лет.

Повышения пенсионного возраста нам объясняют демографией. Кстати, некоторые институты получают на обоснование такой необходимости очень хорошие гранты.

С пенсиями, действительно, масса проблем. На прожиточный минимум для пенсионеров невозможно жить. Читайте Голикову, которая сказала, что нужна настоящая пенсионная реформа. Но до сих пор никто не предложил систему повышения пенсионного возраста. Все только и говорят про цифры. И все время на Запад ссылаются, где на пенсию выходят то в 63 года, то в 65 лет. Но никто почему-то не вспоминает о том, что там есть неполная пенсия. Если я плохо себя чувствую, если так сложились жизненные обстоятельства, я могу уйти раньше и получать неполную пенсию. Вы что-то слышали об этом от наших чиновников?

У нас все так. Вместо серьезной проработки, научного обоснования, обсуждения — чистая пропаганда. Кстати, Пенсионный фонд тоже не одобряет повышение пенсионного возраста.
Правительство обсуждает этот вариант от бессилия перед теми задачами, которые нужно решать в социальной политике. Но это решение даст лишь временную экономическую выгоду для бюджета. Вот и все. Сейчас вообще бюджет профицитен — последние полгода. О чем разговор?

У нас 45 млн пенсионеров, 55 млн работающих, которые в будущем претендуют на пенсию, и 2,5 млн тех, кто выйдет в ближайшие годы. Чтобы решать их судьбы, нужно хотя бы информацию собрать как следует.

Вы, кстати, заметили, что президент в новых майских указах не написал об этом ни слова. Он сам еще сомневается. Это при всех лизоблюдах, которые ему доказывают, что это необходимо».

Анна Семенец