Posted 12 марта 2019,, 09:12

Published 12 марта 2019,, 09:12

Modified 30 марта, 17:20

Updated 30 марта, 17:20

«Дело Хлебникова» спишут в архив

12 марта 2019, 09:12
Расследование убийства редактора русской версии журнала Forbes фактически похоронено.

В июле истекает 15-летний срок давности привлечения к ответственности по одному из самых громких убийств середины 2000-х годов — гражданина США Пола Хлебникова. И те из обвиняемых и подозреваемых, кто не был объявлен в розыск, фактически навсегда будут освобождены от приговора за данное преступление. Вероятность же того, что разыскиваемые Казбек и Магомед Дукузов когда-либо предстанут перед судом крайне мала.

Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, когда недавно один из фигурантов «дела Хлебникова» решил поинтересоваться в СК РФ о его судьбе, ему пришел весьма странный ответ: мол, такое расследование сейчас не ведется. Что, собственно, и не удивительно: 9 июля 2019 года исполнится ровно 15 лет со дня гибели Пола Хлебникова. Это предельный срок давности привлечения к ответственности лиц, которые не находятся в розыске. Всего, как изначально подозревало следствие, в расправе принимали участие как минимум шесть человек: Казбек и Магомед Дукузовы, Муса Вахаев, Магомед Эдильсултанов, Марат Валеев и Хож-Ахмед Нухаев (предполагаемый организатор). Раскрыть убийство, казалось бы, удалось быстро. В конце 2004 года в Минске был задержан Казбек Дукузов, тогда же в столице схватили Вахаева. Все остальные фигуранты расследования — Нухаев, Магомед Дукузов, Эдильсултанов, Валеев — были объявлены в международный розыск. В мае 2006 года коллегия присяжных Мосгорсуда оправдала арестованных за громкое преступление, Генпрокуратура сумела добиться отмены такого решения в Верховном суде. Однако Казбек Дукузов уже пустился в бега. Долгое время по данному делу никаких новостей не было.

В начале 2009 года оперативники узнали, что по паспорту Марата Валеева в Москве на самом деле проживал другой человек — уроженец Чечни Турпал Хасаев. Он был задержан в результате спецоперации. Хасаева-Валеева схватили в тот момент, когда он пытался пересечь границу России с Абхазией. Его сразу доставили в Москву, где следователи предъявили уроженцу Чечни обвинения по ст. 30 и ст. 105 УК РФ (покушение на убийство), ст. 210 (организация преступного сообщества), 163 (вымогательство), ст. 222 (незаконное хранение оружия). Сначала Валеева-Хасаева держали в СИЗО «Лефортово», потом перевели в «Матросскую тишину». А затем неожиданно с него были сняты все обвинения, он был освобожден из-под стражи.

Похоже развивались события и вокруг Магомеда Эдильсултанова. В уголовном деле фигурировали материалы, будто он следил за будущими жертвами, его телефон использовался неподалеку от места совершения преступлений (СКР считает, что эта же группа в июне 2004 года расстреляла в Москве экс-вице-премьера Чечни Яна Сергунина). В 2010 году Эдильсултанов был задержан, но после длительного допроса его отпустили на свободу. Позже с него были сняты все обвинения.

Постановления о прекращении уголовного преследования Хасаева-Валеева и Эдильсултанова неоднократно отменяла Генпрокуратура, но в СКР настаивали на своем. В результате от обвинений все-же отказались.

Муса Вахаев, по данным «Росбалта», после отмены оправдательного приговора спокойно проживает в Москве, ни от кого не скрывался. Для него в июле эта эпопея навсегда закончится.

Что касается Казбека Дукузова, то в 2015 году оперативники узнали, что он под чужой фамилией проживал в ОАЭ, где еще в 2011 году был арестован за организацию разбойного нападения на двух бизнесменов, у которых отобрали $5,8 млн. Он был приговорен к десяти годам тюрьмы. В начале 2015 года из России в ОАЭ поступил запрос об экстрадиции человека, отбывающего срок в одной из тюрем ОАЭ, который, как были уверены в СК РФ, является Казбеком Дукузовым. Когда в конце 2015 года Генпрокуратура РФ поинтересовалась у Эмиратов судьбой этого запроса, то узнали, к своему удивлению, что интересующий их человек еще летом 2015 был выпущен на свободу в рамках амнистии, объявленной правителем Дубая шейхом Мохаммедом бен Рашид Аль Мактумом в честь начала священного для мусульман месяца Рамадан. После этого Дукузов покинул Эмираты.

Дальнейшее его местопребывание тоже не стало секретом. Дукузов объявился в Чечне, куда прибыл аж на частном самолете. Для его точной идентификации в республике даже была проведена небольшая спецоперация. В ресторане, где только пообедал подозреваемый, взяли стакан. Его отправили в Москву. Экспертиза ДНК показала, что человеком, появившимся в Чечне, является Казбек Дукузов. Однако почему-то вопрос о его задержании не поднимался. По данным «Росбалта», Дукузов до сих пор спокойно проживает в Чечне и не особо прячется.

Не была секретом и судьба его брата — Магомеда. Оперативники знали, что он осел на Украине, где обзавелся множеством связей. В ноябре 2017 года в Киеве объявили о задержании Казбека, поскольку он находился в международном розыске. «Это внутренние игры СБУ, нам его никогда не выдадут. Казбек стал заметной фигурой в криминальном мире Украины, и он нужен местным спецслужбам», — сказал тогда источник «Росбалта» в правоохранительных органах. Так, оно и вышло. В 2018 году Дукузова младшего отпустили, никаких вразумительных объяснений своим действиям в Киеве дать не могут.

Наиболее развернутую картину убийства Хлебникова в показаниях СКР дали в 2012 году бывшие сотрудники Оперативно-поискового управления (ОПУ) ГУВД Москвы, включая руководителя одного из отделов ОПУ Дмитрия Павлюченкова. Всех они тогда допрашивались в рамках дела об убийстве журналиста Анны Политковской. Экс-оперативники признались, что принимали участие в слежке за главредом Forbes. В августе 2012 года СКР их даже вывозил к дому, в котором проживал Хлебников, и они на месте показывали, где располагалась машина наблюдения, как следовали за «объектом» и т. д. Выяснилось, что вместе с сотрудниками ОПУ в слежке принимал участие и экс-сотрудник РУБОП Москвы Сергей Хаджикурбанов, которого СК РФ считает одним из организаторов убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской.

Со слов бывших милиционеров, а также благодаря другой информации, полученной оперативным путем, складывалась примерно такая картина преступления. Весной 2004 года на чеченского «авторитета» Лом-Али Гайтукаева (обвинялся в убийстве Анны Политковской) вышел лидер «лазанской» преступной группировки Хож-Ахмед Нухаев (Хан) с предложением организовать убийство Пола Хлебникова. Гайтукаев подключил к работе Сергея Хаджикурбанова, находившегося в это время под подпиской о невыезде за должностные преступления. Два представителя «заказчика», которые тоже были выходцами из Чечни, прилетали несколько раз в Москву из Вены, где проживают с конца 1990-х годов. Стоит отметить, что Хан тесно связан с Австрией, имеет там бизнес-интересы и даже организовывал визит в эту страну лидера Ичкерии Джохара Дудаева. Когда в боях под Грозным Нухаев получил ранение в ногу, лечение он проходил именно в Австрии.

Приезжавшие из Вены представители «заказчика» встречались в одном из столичных отелей с Гайтукаевым и Хаджикурбановым, обсуждали с ними детали готовящегося преступления, а также передавали деньги. Ко времени последнего визита гостей из Австрии за Хлебниковым уже было установлено наблюдение. Для этих целей Хаджикурбанов, по версии следствия, привлек тогда еще действующих сотрудников ОПУ. Позже эти же милиционеры следили за Анной Политковской, когда готовилось ее убийство. Вместе с подчиненными Павлюченкова Хлебникова «вел» и сам Хаджикурбанов. В один момент он заявил, что больше не нуждается в услугах сотрудников ОПУ. По данным СК РФ, дальше для слежки за Хлебниковым были привлечены братья Магомед и Казбек Дукузовы и их знакомые. Примечательно, что Хаджикурбанов так и не расплатился с Павлюченковым и его коллегами за выполненную работу.

Пол Хлебников был расстрелян вечером 9 июля 2004 года при выходе из редакции «Форбс» на улице Докукина в районе станции метро «Ботанический сад». Следователи считают, что непосредственным исполнителем убийства являлся Казбек Дукузов.

Однако на данный момент Павлюченко, отбывающий наказание за участие в убийстве Политковской, находится в тяжелом состоянии, почти не осознает реальность, у него часто случаются тяжелые эпилептические припадки. Причем врачи говорят, что изменения эти, скорее всего, необратимые. Поэтому из числа свидетелей он выбыл.

Гайтукаев в июне 2017 года умер в колонии.

Что касается Сергея Хаджикурбанова, то он оказался крайне «крепким орешком». Что только не предпринимали оперативники, но он все эти годы он настаивает на своей невиновности в громких преступлениях.

Что касается мотивов убийства Хлебникова, то изначально рассматривалась версия, согласно которой Нухаев мстил журналисту за выпущенную им книгу «Разговор с Варваром», где Хож-Ахмед был представлен бандитом и сторонником крайних исламских взглядов. Издание увидело свет в тот момент, когда «авторитет» строил политическую карьеру на Западе и называл себя представителем законной чеченской власти. «Разговор с Варваром» изрядно подмочил ему репутацию.

Однако источник в спецслужбах уверяет, что поступившая позже информация заставила несколько по-иному взглянуть на эту историю. По новой версии, к преступлению мог быть причастен Борис Березовский, про которого Хлебников тоже написал книгу «Крестный отец Кремля Б. Березовский, или История разграбления России». Оперативники выяснили, что в период подготовки нападения на Хлебникова Березовский напрямую и через посредников общался с Нухаевым, с которым был знаком с 1990-х годов.

Борис Березовский в 2013 году совершил самоубийство в Англии, после чего правоохранительные органы России фактически потеряли всякий интерес к «делу Хлебникова».

Герман Александров