Posted 21 января 2002,, 13:24

Published 21 января 2002,, 13:24

Modified 2 апреля, 14:07

Updated 2 апреля, 14:07

Балтия "въедет" в НАТО на танке

21 января 2002, 13:24

Танк - для бывшего советского человека - нечто большее, чем просто боевая машина. Танк - это и воспетый в анекдотах "национальный вид транспорта", и воинская слава предков, добытая "тремя танкистами", и рекламный брэнд для российского автомобилестроения, и даже радиостанция "Эхо Москвы". Танк - последний аргумент в международном споре и ходовой товар на международном рынке. Танки - это наше всё!

Не только у россиян быстрее бьется сердце под лязг танковых гусениц. Танковое прошлое бывшего командующего силами обороны Эстонии, а ныне - командующего ее сухопутными силами генерала Йоханнеса Керта сподвигло его четыре года назад уговаривать руководство республики принять в дар от Польши несколько десятков снятых с вооружения советских Т-55. Тогда минобороны Эстонии все-таки "посмотрело в зубы дареному коню" и вежливо отказалось. История повторяется, и снова министерство обороны рассматривает вопрос о приобретении ровесников Т-55, но уже германского производства, а именно - танков " Leopard 1".

14 декабря 2001 г. министр обороны Эстонии Юри Луйк распорядился создать специальную комиссию для изучения вопроса о закупке танков. На днях комиссия положила на стол главе военного ведомства доклад о необходимости Эстонии обзавестись бронированными машинами. Сотрудники министерства заявили прессе о том, что многие страны модернизируют свой парк военной техники, и есть возможность недорого приобрести танки. Например, Италия и Норвегия в ближайшее время планируют сменить танки "Leopard 1" на "Leopard 2", а Германия сменит половину нынешнего "поголовья" танков на более современные.

Заместитель председателя парламентской комиссии по государственной обороне Тривими Веллисте также заявил, что государств, где Эстония могла бы дешево купить хорошие танки "Leopard 1", сейчас более чем достаточно. Министру обороны Юри Луйку не придется принимать решение на этот счет. Правительственный кризис и смена правящей коалиции в Эстонии в ближайшие недели приведет к смене главы военного ведомства. Кандидат в министры, член Центристской партии Свен Миксер уклоняется от прояснения его позиции на счет оборонной политики страны. Заявлено только, что новое правительство продолжит настойчивое стремление войти в Северо-Атлантический альянс.

"Военные машины" трех стран Балтии после 1991 года строились почти "с нуля". Ни Риге, ни Вильнюсу, ни Таллину не досталось сколь-нибудь значительных вооружений от покинувших Прибалтику российских (бывших советских) войск. Не досталось прибалтам, соответственно, и тяжелого танкового вооружения. Будь у той же эстонской армии в распоряжении пара десятков Т-55 или Т-62 - вопроса, нужны ли эстонцам собственные танковые войска, не возникало бы. Раз танки есть - значит они нужны.

Сейчас же балтийские военные и политики вынуждены решать вопросы: достаточно ли эффективными для обеспечения обороноспособности стран Балтии будут дорогостоящие танковые батальоны; потянет ли экономика создание военной инфраструктуры и других видов вооружений, которые требуются танкистам. И, самое главное, впишутся ли балтийские танки в военные доктрины этих стран и систему международного договорного баланса вооружений в Европе? Военных, по роду их деятельности, интересуют лишь технические и финансовые проблемы создания танковых войск; политиков же должен волновать стратегический резонанс, который, волей не волей, вызовет лязг танковых гусениц на просторах от Немана до Наровы.

Из всех находящихся в Европе бывших республик СССР, только Латвия, Литва и Эстония не попали под действие заключенного еще в 1990 г. и вступившего в силу в 1992 г. Договора о сокращении обычных вооружений в Европе. Страны Балтии остались за бортом и всех дополнительных переговоров и протоколов на этот счет. Удивляться нечему - в начале 1990-х гг. и по сей день у стран Балтии не было и нет наступательных видов обычных вооружений. Артиллерия - полевая и устаревшая, авиация - в основном транспортная и истребительная (в Литве), флот в лучшем случае может выполнять вспомогательные функции и функции береговой охраны. Армии, в целом, сегодня годятся для военно-полицейских и миротворческих операций.
Например, военная доктрина Эстонии опирается не на самодостаточную и вооруженную "до зубов", но маленькую армию, а на внедрение в европейские оборонительные структуры (читай - НАТО) и оплату этой военно-политической "крыши" участием ограниченного контингента эстонских миротворцев там, где попросит Брюссель.

Недавно военные круги в Москве высказали озабоченность тем, что Россия, выполнив свои обязательства по сокращению обычных вооружений, вдруг обнаружила у себя под боком "серую зону", в которую можно "закачать" любое количество вооружений. Прозвучал и намек, что Россия может пересмотреть свое отношение к этому договору в случае вступления стран Балтии в НАТО, а также высказывалось предположение, что страны Балтии могли бы до вступления в НАТО присоединиться к Договору о сокращении обычных вооружений в Европе.

В Прибалтике эту озабоченность восприняли лишь как средство давления перед окончательным решением о приеме Латвии, Литвы и Эстонии в НАТО. Президенты стран Балтии В. Адамкус (Литва), В. Вике-Фрейберга (Латвия) и А. Рюйтель (Эстония) на встрече в Риге, предваряющей визит В. Адамкуса в США, отвергли требования России увязать процесс расширения НАТО с присоединением стран Балтии к договору об обычных вооруженных силах в Европе. В. Адамкус после консультаций со своими балтийскими коллегами заявил, что он не связывает эти два вопроса, и если у России своя позиция, то следует вступить в полемику.

Итоговый акт переговоров о численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе (официальное название - "Соглашение об обычных вооруженных силах в Европе" 1А) предусматривает, что суммарная численность личного состава наземных и воздушных сил на континенте (за исключением морских сил, если их оружие не подпадает под действие Договора) не будет превышать определенных национальных уровней: для России - 1,45 млн. чел., Белоруссии - 100 тыс., Германии - 375 тыс., Испании - 300 тыс., Италии - 315 тыс., Польши - 234 тыс., Великобритании - 260 тыс., США - 250 тыс., Украины - 450 тыс., Турции - 530 тыс., Франции - 325 тыс., Румынии - 230 тыс., Греции - 158 тыс., Чехословакии - 140 тыс., Болгарии - 104 тыс., Люксембурга - 90 тыс., Венгрии - 100 тыс., Португалии - 75 тыс., Грузии - 40 тыс., Дании и Норвегии - около 30 тыс. для каждой. Итоговый акт не является классическим международно-правовым договором, который необходимо ратифицировать в парламентах. Он носит характер политического обязательства.

Страны Балтии на сегодняшний день на себя таких обязательств не брали. Численность и вооружение армий стран Балтии определяется лишь собственными мобилизационными и военно-техническими ресурсами, а также советами и обязательствами, данными натовским экспертам при подготовке к вступлению в альянс. В ближайшие 5 лет, эстонская армия претерпит существенные изменения. Она будет состоять из одной пехотной бригады, семи отдельных пехотных батальонов, ополченцев из "Кайтселийта", сведенных в пять батальонов, и сводного батальона погранохраны. Армия, вместе с ополченцами, составит примерно 20 тыс. вооруженных и обученных бойцов, а на военном учете будут постоянно числиться еще 30 тыс. обученных, но безоружных резервистов, готовых явиться на призывной пункт по первому "свистку" фельдфебеля.

Аналогичным образом строят свои вооруженные силы и другие страны Балтии. Например, литовское военное ведомство, опираясь на рекомендации экспертов НАТО, разработало и утвердило новую структуру литовской армии. Ее организационная структура будет состоять из Восточного и Западного территориальных округов, со штабами в Вильнюсе и Клайпеде. Будет сформирована и соответствующая военным стандартам НАТО армейская бригада, находящаяся в постоянной готовности и способная взаимодействовать с частями и подразделениями НАТО в случае проведения оборонительных операций на территории Литвы. Бригада должна быть сформирована и развернута до 2006 г. Отдельный мотопехотный батальон будущей бригады предполагается сформировать, вооружить и обучить к концу 2002 г. На военные расходы в Литве предполагается расходовать не менее 2% от ВВП. Новая структура литовской армии осенью текущего года будет представлена для оценки руководству и экспертам НАТО.

Можно предположить, что страны Балтии не предпримут никаких шагов для присоединения к Договору о сокращении обычных вооружений в Европе до того момента, как будет принято решение о присоединении их к НАТО. Только тогда, может быть, при согласовании с Москвой, и определится тот численный порог обычных вооружений, который обяжется выдерживать тот же Таллин, и станет ясно, заурчат ли устаревшие немецкие "Леопарды" на полигонах Эстонии.

Илья Никифоров, ИА "Росбалт". Таллин

Оружие, которое должны иметь страны участницы в соответствии с Договором об ОВСЕ

странытанкиброне
машины
артсистемыСамолетыВертолеты
Бельгия334109932023246
Канада77277389013
Дания35331655310612
Франция130638201292800352
Германия416634462705900306
Греция17352534187865018
Исландия00000
Италия134833391955650142
Люксембург00000
Нидерланды743108060723069
Норвегия1702255271000
Португалия30043045016026
Испания7941588131031071
Турция27953120352375043
Великобрит.10153176636900384
США400653722492784518
БЫВШИЕ РЕСПУБЛИКИ СССР
Армения22022028510050
Азербайджан22022028510050
Белоруссия18002600161526080
Грузия22022028510050
Молдавия2102102505050
Россия64001148064153450890
Украина4080505040401090330
БЫВШИЕ СТРАНЫ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА
Болгария14752000175023567
Чехословакия14352050115034575
Венгрия8351700840180108
Польша173021501610460130
Румыния137521001475430120