Posted 14 июня 2003,, 07:01

Published 14 июня 2003,, 07:01

Modified 2 апреля, 11:28

Updated 2 апреля, 11:28

Эксперимент Сокурова

14 июня 2003, 07:01
Александру Сокурову - автору 14-ти игровых и 26-ти документальных фильмов - исполнилось 52 года. Для режиссера кино - это не возраст. Итоги подводить ещё рано...

Сегодня Александру Сокурову - автору 14 игровых и 26 документальных фильмов - исполняется 52 года. Для режиссера кино - это не возраст. Итоги подводить еще рано...

В советское время официальные деятели культуры Сокурова, мягко говоря, не любили. А зрители, без преувеличения, просто не знали. Его студенческие кинематографические работы категорически не принимались, его обвиняли в формализме и антисоветских настроениях.
Уже первые фильмы, снятые Сокуровым в Ленинграде, вызвали негативную реакцию партийного руководства города и Госкино. В течение длительного времени, вплоть до начала перестройки, ни один из его фильмов не был разрешен советской цензурой к показу. Первая художественная картина Сокурова "Одинокий голос человека", позже получившая ряд фестивальных наград, не была засчитана руководством института в... качестве диплома.

Но уже в конце 1980-х некоторые снятые Сокуровым ранее игровые и документальные фильмы вышли в широкий прокат и представляли российское кино на многих международных кинофестивалях. В 80-90-е годы режиссер интенсивно работал, часто снимая несколько картин в год. Сокуров убежден: "Надо работать, надо образовываться, чтобы выбраться на дорогу. Надо созидать. Нам надо учиться делать то, что мы почти не умеем делать".

Сам Сокуров сумел "выбраться на дорогу" признания его творчества. Теперь он - "культовый" режиссер, почти что моден. Он был участником и лауреатом многих международных фестивалей, получал международные премии, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино. Сокурова оценили Андрей Тарковский и Ингмар Бергман.

Сейчас практически на каждом кинофестивале работы Сокурова получают награды. Из последних - Приз прессы на Международном кинофестивале в Каннах за фильм "Отец и сын", Приз прессы и Гран-при за фильм "Русский ковчег" на фестивале "Виват, кино России!".
В рамках Берлинского фестиваля в Красной Ратуше российскому режиссеру вручили Премию мира. В январе 2003 года в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина Александру Сокурову была вручена Российская Независимая Премия поощрения высших достижений литературы и искусства "Триумф".

Фильмы режиссера, как и личность их автора, весьма противоречивы: с одной стороны, они по-эстетски притягательны, с другой - по-философски отстранены. Последнее противоречие Александра Сокурова носит имя "Русский ковчег". Что это: искусственный эксперимент или экспериментальное искусство? Спорят все: режиссеры, критики, зрители...

Сокуров говорит, что идея снять фильм "на одном дыхании" у него возникла 15 лет назад. Тогда воплощению этой идеи мешало несовершенство техники. С середины 90-х режиссер со своими коллегами и единомышленниками начал освоение видеотехнологии, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова (студия "Берег") снят ряд документальных видеофильмов. А затем пришло время самых современных цифровых технологий...

В России "Русский ковчег" был впервые показан летом 2002 года на открытии фестиваля "Окно в Европу". С тех пор состоялись официальные российская и мировая премьеры, успешный прокат фильма в Америке и Европе, показы на разных кинофестивалях... В дни юбилея Санкт-Петербурга фильм Сокурова был показан по российскому телевидению.

Участник фильма, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский с восторгом отзывается о "Ковчеге". Он не единожды повторял, что "доверил бы этот эксперимент только Сокурову". Сам Сокуров не столь категоричен в отношении самого себя: "Я тоже могу ошибаться, пытаясь соединить несоединимое, сопоставляя несопоставимое. Художник опирается на интуицию, создавая свое произведение, которое может быть сопоставимо с процессом политическим. Но одно вовсе не обязательно должно подменять собой другое...".

Мнения критиков разошлись: от "Невероятно!", "Фантастично!", "Это поистине новаторская работа, если у "Русского ковчега" есть недостаток, то его можно усмотреть в этой ностальгии по аристократическому блеску", - до "С точки зрения кинематографической - фильм наводит на всяческого рода размышления. Движение камеры завораживает, хотя эксперимент и не совсем чист: передвигаясь из зала в зал, где пространство каждый раз организовано по-разному, и меняя ракурсы, Сокуров всё же пользуется традиционными кинематографическими средствами".

А вот еще ряд неоднозначных впечатлений зрителей "Русского ковчега":
"Считаю фильм событием, возможно, это лучший русский фильм начала XXI века. Подобной попытки осмысления "ожившей" истории я в кино еще не видел, фильм глубоко русский по духу, но в тоже время представляет нашу культуру в контексте мировой";
"Фильм мучительно скучный, диалоги, вернее, монолог, вымученный, цельности происходящего просто нет. То есть сама идея очень понятная и достойная, но ее воплощение - как у первокурсника, который хочет всё сказать буквально";
"Очень грустно было после просмотра фильма нашего великого режиссера. Нестерпимо скучно - вот главное впечатление";
"Главное, по-моему, что Сокуров творит, находится в поиске! Игра в русскую историю поразительно тонка и изящна. К фильму не подходят пафосные эпитеты. Это маленький шедевр, удовольствие для гурманов".

"Русский ковчег", бюджет которого, по признанию создателей, не слишком велик, тем не менее, может быть характеризован другими весьма внушительными цифрами: в съемках приняли участие 862 человека; сшито 360 исторических костюмов, в том числе и ручной работы; на заказ изготовлено 6500 исторических пуговиц пяти различных моделей; для грима использовано 3 ведра пудры; длина декорации - 1,5 километра. Размах масштабен, вложенный в создание картины труд - грандиозен. А результат? Судить зрителям...

Не исключено, что "Русский ковчег" является первым экспериментом слияния всех аудиовизуальных искусств: театра, кино, телевидения. Стоит вспомнить, что Сокуров осуществил свои первые постановки именно как режиссер телевидения. Возможно, это своеобразный "поток сознания" образца XXI века. А может быть - попытка привнести элитарную культуру в массы...

По мнению самого Сокурова, "итог работы над "Русским ковчегом" рождает очень большой оптимизм по отношению к русской профессиональной среде. Оказалось, что мы в состоянии реализовать самые невероятные, самые фантастические вещи".

Ксения Шмыгова. Санкт-Петербург