Posted 26 декабря 2003,, 08:59

Published 26 декабря 2003,, 08:59

Modified 2 апреля, 09:09

Updated 2 апреля, 09:09

Политический 2003-й: канун или начало?

26 декабря 2003, 08:59
Крупнейшими внутриполитическими событиями для России в минувшем году были "дело ЮКОСа", выборы новой Думы и шаги по урегулированию в Чечне. Внешнеполитическая картина определялась особой позицией Москвы в иракском кризисе, а также непростой ситуацией в СНГ.

Под звон бокалов и новогодний бой курантов каждый мечтает, чтобы следующий год был богаче и удачливей. Провожая старый и встречая новый, полный надежд, год мы вспоминаем все казусы уходящего в историю 2003-го...

Бесспорно, минувший год был богат на крупные политические события как внутри страны, так и за рубежом. Всё началось с подготовки 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга - Северной столицы России. Празднование удалось превратить в грандиозное политическое событие мирового уровня. Город на Неве принимал лидеров 'большой восьмёрки' и высших чинов Евросоюза, НАТО и ООН. Политическая и бизнес-элита России были довольны этим поводом для встречи с зарубежными коллегами.

Единственное, что вызвало некоторое удивление россиян - визит в Санкт-Петербург президента США Джорджа Буша. Его приезд не мог остаться без внимания в связи с военной операцией в Ираке, начавшейся и официально закончившейся незадолго до майских торжеств, и позицией главы России по данному вопросу. Напомним, что Джордж Буш пошел против большинства в Совете Безопасности ООН и правил международного сообщества. В день начала войны в Ираке, 20 марта, последовала весьма жёсткая реакция Президента России Владимира Путина. Это было, пожалуй, самое резкое заявление Путина в адрес США за всё время его президентства.

"Военная акция против Ирака - это большая политическая ошибка. Большую озабоченность вызывает у нас угроза развала сложившейся системы международной безопасности. Если мы допустим, чтобы на смену международному праву пришло кулачное право, согласно которому сильный всегда прав, имеет право на всё, а при выборе средств для достижения своих целей ничем не ограничен, тогда под вопросом будет один из базовых принципов международного права, принцип незыблемости суверенитета государств. И тогда никто, ни одна страна мира не будет чувствовать себя в безопасности", - заявил Владимир Путин.

Соединенные Штаты, безусловно, были раздражены сильной публичной оппозицией Путина. Белый дом надеялся, что ему удастся заручиться молчаливым согласием Москвы на войну против Ирака, пообещав ей, что после свержения Саддама Хусейна экономические интересы России в Ираке будут уважаться. Но этого не произошло.
Несмотря на то, что в дальнейшем Россия существенно смягчила свою позицию, администрация США не пересматривала своего решения не предоставлять ключевые подряды на восстановление экономики Ирака, финансируемые из американского бюджета, странам, которые выступали против проведения военной операции.

Первый замгоссекретаря США Ричард Армитидж подтвердил это в интервью американскому Национальному общественному радио. Отвечая на вопрос о том, не собирается ли Вашингтон допустить Россию, Францию и Германию к борьбе за основные контракты в Ираке в связи с тем, что те согласились вести (в рамках Парижского клуба кредиторов) переговоры о сокращении размеров иракского долга, он заявил: "Мне ничего об изменениях в политике, касающейся первичных контрактов, не известно. Они (страны-противники военной операции) права на них не имеют". Вместе с тем, добавил Армитидж, от субконтрактов, как и было объявлено ранее, означенные государства Вашингтон отлучать не намерен.

В любом случае, у России в настоящее время объективно нет ресурсов противодействовать США. Так считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, Россия, скорее всего, 'не будет противодействовать Америке, а будет помогать американцам достичь компромисса на переговорах' (по вопросам иракского долга и восстановления Ирака). 'Беда в том, - сказал корреспонденту 'Росбалта' Делягин, - что любая позиция, кроме полного подчинения требованиям США, может быть воспринята Белым домом как враждебная и даже предательская. Опасаясь такого хода событий, руководство России может занять проамериканскую позицию, противоречащую национальным интересам нашей страны и способную поссорить Россию с Европой'.

Делягин полагает, что России не стоит рассчитывать на возврат Ираком советских долгов. 'Тем не менее, возможно, нашей стране разрешат заключить выгодные контракты на поставку в Ирак продукции отечественного машиностроения и даже автомобилей марки 'Волга' в тропическом исполнении', - отметил он. Делягин считает, что если российское руководство не пойдет на уступки администрации Джорджа Буша, США найдет массу возможностей для политического шантажа России. 'Наше руководство не обзавелось союзниками, поэтому мы исключительно уязвимы перед угрозой давления США', - считает Делягин.

Однако Россия готова согласиться с поэтапной программой передачи власти иракскому народу, предложенной США, но хочет, чтобы она произошла как можно быстрее. Об этом заявил замминистра иностранных дел России Юрий Федотов. К тому же "основой российско-американских отношений является борьба с терроризмом', уверен директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов. По его словам, эти отношения будут долговременными, так как не видно улучшений в решении проблемы терроризма.

То, что проблема терроризма не решена не только в мировом масштабе, но и в России в частности, сомнений нет. Теракты в Тушине, на Тверской и у гостиницы "Националь" в Москве, взрывы электричек на Ставрополье, автобусов и госпиталя в Северной Осетии, совершенные чеченскими террористами в уходящем году, еще раз доказывают, что терроризм не знает границ, и бороться с ним надо общемировыми усилиями.

На этом тревожном фоне правоохранительные органы России в 2003 году приступили к погоне за 'оборотнями в погонах'. Личный контроль над ходом расследования преступной деятельности сотрудников МВД и МЧС осуществлял министр внутренних дел Борис Грызлов. 'Оборотни' обнаружились чуть ли не в каждом регионе России. Никакие звёзды на погонах их не спасли, потому что 'вор должен сидеть в тюрьме'. Борис Грызлов не только придал этому делу общенациональный масштаб, но и успешно заработал себе и своей партии дополнительные очки перед думской кампанией.

Не менее значимым для России событием стало принятие Конституции Чеченской республики, что позволило избрать голосованием граждан главу республики и установить там легитимную власть, а также в общем способствовало урегулированию сложной чеченской ситуации. Однако прошедшие выборы не устроили наших западных соседей. Несмотря на то, что Джордж Буш неоднократно заявлял, что чеченские террористы связаны с международными организациями типа "Аль-Каиды", прошедшие осенью в Чечне президентские выборы США подвергли резкой критике.

Западные наблюдатели и правозащитные организации вообще бойкотировали это событие, заявляя, что они не хотят придавать видимость легитимности выборам, проводимым в зоне военных действий. В итоге только наблюдатели из 12 стран СНГ объявили выборы в Чечне состоявшимися. Многие российские аналитики считают, что на деле на этих выборах не ставился вопрос о том, кто будет лидером Чечни, а определялось - возможно ли в принципе остановить насилие.

В рамках Содружества Независимых Государств в 2003 году прошло подписание Соглашения о создании Единого экономического пространства между Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной. Оно 'соответствует интересам всех четырех государств и их народов', - об этом Владимир Путин заявил на пресс-конференции по итогам саммита СНГ в Ялте. У Президента РФ вызвал возмущение вопрос одного из журналистов, не означает ли создание ЕЭП, с регулирующей его деятельность структурой, возврата к СССР. 'Возврат к СССР невозможен, - подчеркнул Президент, - но необходимо использовать весь позитивный опыт, который остался от предыдущих поколений'.

Однако позитивный эффект от саммита СНГ и наметившегося сближения был почти сразу же испорчен громким российско-украинским скандалом вокруг косы Тузла в Азовском море. Этот территориальный спор сам по себе не является чем-то уникальным - похожие конфликты в мире исчисляются сотнями. Однако то взаимное ожесточение, отчуждение и нежелание услышать аргументы другой стороны, которое вдруг продемонстрировали Москва и Киев, стали свидетельством острейшего дефицита взаимного доверия, без которого декларации о едином экономическом пространстве и любые совместные проекты останутся пустым звуком.

Внутри страны перед Владимиром Путиным, который без сомнения будет переизбран на новый срок, в ближайшие 4 года стоит задача консолидации власти и развития того нового курса, начало которому было положено в 2003-м. По мнению политолога Иосифа Дискина, накануне президентских выборов 'Президент должен перестать быть наёмным менеджером, он - миссионер по должности. Он должен выступить с новым видением России, ее будущего. Тогда и граждане будут голосовать не просто за личность президента, а за национальный проект - свое будущее'.

Главным внутриполитическим событием России в 2003 году стали выборы депутатов Государственной Думы и глав субъектов Федерации, среди которых особое внимание к себе привлекали Санкт-Петербург, Свердловская область, Москва и Башкирия.
Основным итогом выборов в Госдуму стало поражение либеральных партий и КПРФ с одной стороны, и триумфальное шествие 'Единой России' - с другой, а также успех блока 'Родина'. По мнению того же Иосифа Дискина, россияне, вполне приспособившиеся к новой ситуации в большинстве своем разделяют отнюдь не либеральные, а сугубо консервативные ценности, ценности стабильности и порядка. Именно это во многом предопределило поражение либералов на думских выборах. А 'Единая Россия', монополизмом которой сейчас пугают общество, успешно превратилась в лоббисткий клуб, в котором на место идеологии заняли деловые интересы членов "партии власти".

Скандалом года, безусловно, стала ситуации вокруг 'ЮКОСа'. В июне Генпрокуратура арестовала одного из руководителей компании Платона Лебедева, а в октябре - самого Михаила Ходорковского. Эти события вызвали огромный резонанс в обществе. РСПП тут же обратилось с письмом к Президенту, в котором просил высказать свою позицию по данному вопросу. Владимир Путин в ответ в присущей ему форме попросил прекратить истерику, заявил, что никакого торга и никаких уступок в "деле Ходорковского" не будет, и через несколько дней отправил в отставку главу своей администрации Александра Волошина, чья позиция в отношении "дела ЮКОСа" оказалась отличной от официальной.

"Замена в президентской администрации Александра Волошина Дмитрием Медведевым знаменует собой не смену, но лишь новый этап реализации прежнего политического курса", - считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. В интервью 'Росбалта' он отметил, что 'этот курс направлен на всемерное укрепление власти при пренебрежении главным, ради чего власть и существует, - ее эффективностью, способностью решать общественные проблемы, улучшать жизнь граждан и модернизировать экономику'.

Делягин подчеркнул, что 'Волошин обеспечил выдающуюся победу этого курса - воссоздание однопартийной системы, но этой системе уже не нужны выдающиеся стратеги политтехнологий, подобные ему: она управляется намного более простым образом'. Более того, по словам Делягина, 'чрезмерно квалифицированные люди, пусть даже и преданные системе, воспринимаются ею как опасность, так как торжествующая в ее рамках и культивируемая ею серость в принципе не может контролировать таких людей в силу их высокого профессионализма'. В определенном смысле можно сказать, что 'Волошин пал жертвой собственного порождения - однопартийной системы и 'управляемой демократии', - считает Делягин. - Мавр, сделавший свое дело, уходит'.

Но уходит не только "мавр", уходит в прошлое и 2003 год. На смену которому должен прийти новый, и, конечно, не менее интересный 2004-й. По мнению политологов Совета по национальной стратегии, новый год может стать временем, когда Владимир Путин предложит стране новый национальный проект, осуществив тем самым и свою собственную историческую миссию. Подтвердятся ли эти прогнозы, станет ясно уже совсем скоро - незадолго до или сразу после президентских выборов в марте.

Елена Панова, ИА "Росбалт"