Posted 30 апреля 2004,, 14:55

Published 30 апреля 2004,, 14:55

Modified 2 апреля, 08:08

Updated 2 апреля, 08:08

Спам - смерть Интернета?

30 апреля 2004, 14:55
Самым ярким событием Российского Интернет Форума стало появление на нем представителя фирмы, рассылающей спам в Интернете. Разгорелась жаркая дискуссия о вреде и пользе спама...

Вчера в Подмосковье завершился очередной (восьмой по счету) Российский Интернет Форум. Самым ярким впечатлением, оставшимся у меня от двухдневного слета представителей отечественных интернет-компаний, стал привод организаторами на секционное заседание 'Вирусы, спам и конец Интернета' настоящего живого спаммера. Спаммера представили как 'Сергея, работающего в рекламном агентстве', называть которое организаторы ему запретили из соображений как безопасности, так и этики.

На сегодняшний день спам - острейшая проблема безопасности Интернета в целом и функционирования электронной почты в частности. Ущерб от действий спаммеров сопоставим с ущербом от вирусных эпидемий. По данным компании
, давно занимающейся разработкой антиспаммерского программного обеспечения, спам составляет до 80% всего почтового трафика. Можно себе представить стоимость всех этих терабайт мусора, путешествующих по сетям и забивающих каналы провайдеров и почтовые ящики пользователей. Проблема обостряется тем, что за последний год широчайшее распространение получил 'завирусованный' спам. Рассылка вирусов-червей по электронной почте нацелена, прежде всего, на то, чтобы захватить контроль над наибольшим количеством пользовательских компьютеров, установив на них троянское ПО, а затем перепродавать этот контроль спаммерам, для превращения "затрояненных" компьютеров в спам-машины, рассылающие 'нежелательную рекламу'.

В России ущерб от спама можно оценить в 150-200 миллионов евро, а оценка ущерба во всем мире близка к 10 миллиардам долларов. Благодарить за это следует всего пару сотен человек (большинство которых живет и работает в США), на долю которых приходится 80-90% мусорных рассылок, отмечается в отчете компании 'Ашманов и партнеры' за 2003 год.

Трудность борьбы со спамом вызвана несколькими ключевыми факторами.
Во-первых, до сих пор не принято точного юридического определения, что такое 'спам' - массовая анонимная рассылка нежелательной для пользователя информации? Под эту категорию зачастую подпадают списки рассылки, mail-листы, адресные рассылки и т.д. Как подчеркивали присутствующие на секции юристы, позиции 'против спама' можно было бы встроить в федеральные законы 'О рекламе' и 'О связи', если бы было точное определение термина - но его нет.

Во-вторых, борцы со спамом сталкиваются с серьезным врагом - с той стороны баррикад на них смотрят умные, энергичные люди, крайне мотивированные материально. И чем дальше и успешнее разработчики спам-фильтров продвигаются в своей деятельности, тем ухищреннее и тоньше работают спаммеры. Успех в этой битве пока не склонился ни на ту, ни на другую сторону.

В-третьих, спаммерский бизнес существует, прежде всего, за счет малого бизнеса, представители которого, как правило, не сильно осведомлены об интернет-этике, зато хорошо умеют считать деньги в своем кармане и видят реальный приток клиентов от спаммерских рассылок. И пока нет особой надежды, что данная прослойка заказчиков интернет-рекламы прозреет и перестанет заваливать нас предложениями по увеличению пениса, дешевыми турами в Египет и стеклопакетами со склада в Москве. Для того чтобы хоть как-то воздействовать на такого рекламодателя, в первую очередь интернет-сообщество должно взять на себя просветительско-образовательную функцию - к чему оно, сообщество, пока явно не готово.

Впрочем, Аркадий Волож, генеральный директор Яндекса, заявил, что со спамом будет окончательно покончено уже в следующем году - усилиями разработчиков Spamtest'a и 'Спамообороны' (антиспаммерский программный продукт Яндекса) стоимость рассылок спама и интеллектуальная деятельность, направленная на обход фильтров, будет настолько высокой, что пропадет коммерческий смысл дешевых рекламных рассылок. 'Мы поднимем порог вхождения в ваш бизнес до такой цены, которую ваши рекламодатели просто не будут в состоянии платить', - обращаясь к Сергею, заявил Волож.

Игорь Ашманов, как и многие присутствовавшие эксперты, придерживается менее оптимистичной точки зрения: 2004 год будет годом пика спама. Одновременно начнется развитие спама по SMS. Затем, к 2005 г., деятельность спаммеров пойдет на убыль, так как к этому времени уже все крупные провайдеры, компании и массовые сервисы обзаведутся достаточно мощными и надежными средствами фильтрации и уничтожения спамопотока.

Впрочем, и в действиях спаммеров есть определенная логика: 'Вы, крупняк, распиливаете по 'медиа-каналам' миллионные рекламные бюджеты, - заявил Сергей. - А куда податься рекламодателю, у которого бюджет 100-300 долларов? Вы его все пошлете подальше. Вот он и идет к нам. Эффект от рекламных рассылок большой, стоимость низкая. Поэтому наш бизнес никуда не денется'.

Нельзя сказать, что слова спаммера понравились интернет-сообществу, впрочем, и возразить в этом плане участники секции ничего не смогли. Действительно - 'раз спам рассылают, значит это кому-то нужно'. Эффект от спам-рассылок есть. Например, когда некоторое время назад компанию 'Ашманов и партнеры' подставили неизвестные 'доброжелатели', разослав от имени фирмы спам с предложением ее услуг, 'мы получили массу писем и звонков ругательного содержания. Но было около двадцати запросов от людей, заинтересовавшихся нашими продуктами', - заявил Игорь Ашманов. Так что...

Зачастую спам сравнивают с рекламой - мол, такой же навязчивый и непрошеный. Однако же это сравнение совершенно не верно. Смотря телевизор или читая журнал с рекламой, мы своим 'смотрением' рекламы оплачиваем то содержание, которое мы получаем. Ведь мы не платим ничего за просмотр телевизора, а журнал покупаем за 20-25% от его реальной стоимости. Просматривая веб-сайты, мы тоже не платим денег - но вынуждены терпеть за это рекламные баннеры. В случае же со спамом никакой пользы взамен мы не получаем - только потерянное время на разбор ненужной корреспонденции и лишние мегабайты почтового трафика.

Один мой знакомый сказал по поводу спама замечательную фразу: 'Спам - это самый лучший и самый быстрый способ показать, что у вашей фирмы нет денег'.
На этой фразе, пожалуй, и закончим.

Павел Житнюк, ИА 'Росбалт'