Posted 1 октября 2004,, 19:14

Published 1 октября 2004,, 19:14

Modified 2 апреля, 07:14

Updated 2 апреля, 07:14

Америка выбирает президента и говорит о России

1 октября 2004, 19:14
Президентские выборы в США вышли на финишную прямую. Состоялся первый раунд теледебатов между действующим президентом Джорджем Бушем и сенатором Джоном Керри, который был посвящен внешней политике и национальной безопасности. Под занавес речь зашла и о России.

Президентские выборы в США вышли на финишную прямую. Во Флориде, в университете Майами, прошел первый раунд теледебатов между действующим президентом Джорджем Бушем и сенатором Джоном Керри, которые были посвящены внешней политике и национальной безопасности. Оба претендента горячо доказывали друг другу и многомиллионной аудитории, что готовы вести wrong war at the wrong time at the wrong place в Ираке до победного конца. При этом Керри признавал свои ошибки, но не смог дождаться этого от своего конкурента.


В активе у Керри - агитационный обоз во главе с Майклом Муром и Квентином Тарантино, стараниями которых 'антибушевский' пропагандистский ролик 'Фаренгейт 9/11' обошел мир, где все теперь знают слово 'Haliburton'. В то же время президент Буш уже давно перестал путать страны и континенты и, зная аргументы соперника, подготовил сбивающие с толку ответы.

Вёл теледебаты известный ведущий программы The News Hour Джим Лерер, который бросил монетку, и Джон Керри сделал первое уверенное заявление, что у него больше возможностей сделать Америку безопасной для жизни, чем у его соперника. Буш в ответ перечислил свои достижения в борьбе с международным терроризмом и поставил под сомнение способности Керри снизить риск возможных повторных террористических атак на Соединенные Штаты.

Немного размявшись, противники стали вытаскивать свои главные козыри, и градус полемики стал выше. Поток взаимных обвинений нарастал, но, странное дело, оппоненты словно ходили по кругу. 'С чего начать?', - бросил Керри, улыбнувшись, перед тем, как огласить свой перечень 'колоссальных ошибок президента'. Выяснилось, что сенатор обвиняет господина Буша в неспособности наладить политический диалог, в отсутствии плана мирного устройства Ирака и в нарушении правила о том, что война должна быть последним шагом решения проблемы.

Кроме того, Ирак, по мнению Керри, превратился в центр терроризма исключительно после того, как был оккупирован вооруженными силами США и союзников. Оружия массового поражения нет и в помине, а вместо актуального Усамы бен Ладена в камере сидит куда менее актуальный Саддам Хуссейн. Более того, в то время как морская пехота (девять из десяти активных дивизий США) увязала в пустынях Ирака, Северная Корея вплотную приблизилась к испытаниям ядерного оружия. Керри даже решился повторить расхожее мнение американских студентов, что всё дело в нефти, а не в терроризме.

Ведущий призывает Джона Керри к конкретике. Выясняется, что его план урегулирования ситуации в Ираке - закрыть границы, привлечь к реконструкции Ирака другие страны, имеющие интересы в этом регионе, и отказаться от желания остаться в Ираке навсегда. Тем не менее, он все же старается не отстать от Буша в милитаристской риторике, когда тот говорит о мужестве своих солдат и обещает, что приведет армию к победе, потому что он президент и знает, как это сделать.

Уже под занавес звучит вопрос о России. Вряд ли он возник, если бы не трагедия в Беслане и последние инициативы Владимира Путина по укреплению властной вертикали. Буш, дружба которого с Путиным крепнет прямо пропорционально количеству терактов в России, говорит осторожно, что 'возможно, к сожалению, Путин не верит в систему сдержек и противовесов, которая является основой демократии, и это сигнал для Запада и Соединенных Штатов'. И кто, как не он, может напомнить российскому президенту о преимуществах демократии, ведь они такие друзья...
Керри, который знает о Путине лишь понаслышке, отвечает штампами из американской прессы - в России 'телевизионные каналы под контролем, оппоненты в тюрьме'. Он даже цитирует американского политолога Джорджа Уилсона, что 'свобода на марше - это не про Россию' и дает понять, что он тоже знаком с российскими проблемами, правда, тут же оговаривается, называя Лубянку 'Треблинкой'.

Главная интрига американских теледебатов - впереди, когда претенденты сойдутся в прямом поединке в Сент-Луисе, университете Вашингтона. Сенатор Керри намекнул, что кроме Ирака он готов говорить о глобальном потеплении ("Киотском протоколе") и о других международных инициативах, которые отказывается поддерживать Буш. У президента есть время подготовиться. И, возможно, окажется, что Керри уже исчерпал свой победный ресурс в первом же раунде главного шоу президентских выборов США.

Елена Рагозина, ИА 'Росбалт'