Posted 22 октября 2004,, 06:07

Published 22 октября 2004,, 06:07

Modified 2 апреля, 07:07

Updated 2 апреля, 07:07

"Известия" Москва: "Ты что, давно в обезьяннике не был?"

22 октября 2004, 06:07

С нового года столичным постовым в два раза поднимут зарплату, пообещал в среду начальник управления обеспечения общественной безопасности ГУВД Москвы Алексей Лаушкин, рассказывая о нелегкой работе своих подчиненных. Если сегодня сотрудники ППС получают в среднем 5000 рублей, то будут получать около 10 000 рублей. Эта мера, уверены в ГУВД, позволит привлечь на работу в Москву образованных и честных милиционеров, которые не будут вымогать деньги у тех, кто забыл дома паспорт, а вежливо и корректно объяснят им, что в стране действует антитеррористический режим, и проводят в "обезьянник". Действовать именно так предписывает специальная памятка о "культуре взаимоотношений с гражданами", разработанная в ГУВД Москвы. "Известиям" удалось ознакомиться с ценным пособием.

По словам Алексея Лаушкина, прежде чем попасть на службу, каждый столичный милиционер проходит спецподготовку. В учебных центрах ГУВД с будущими постовыми работают профессиональные психологи и юристы, объясняющие кандидату, как он должен вести себя на улице. А первые полгода новичок работает только в паре с опытным милиционером.

- К нам на работу в основном приходят молодые ребята, - рассказал "Известиям" начальник управления. - Естественно, их надо учить. Перед каждой операцией мы проводим инструктажи по вежливости, а 2-3 раза в месяц по всем округам проходят специальные занятия с участием представителей управления.

Проверять документы на улице у каждого встречного милиционер не может. Для этого у него должны быть весомые основания или специальная ориентировка, которая приходит в районные отделения милиции каждый день. Но даже в этом случае милиционер должен быть предельно вежлив. Если же постовой забыл, как правильно вести себя на улице, то он может заглянуть в специальную памятку "О профессиональной культуре взаимоотношений сотрудников милиции с гражданами". Согласно этому пособию, милиционеры должны "проявлять вежливое, внимательное, тактичное и корректное отношение ко всем гражданам...". При обращении гражданина к милиционеру "сотрудник обязан приложить руку к головному убору, внимательно выслушать, ответить на поставленный вопрос или разъяснить, куда нужно обратиться... Ни в коем случае не указывать гражданину на несущественность его просьбы...".

Корреспондент "Известий" решил проверить действенность этих советов в повседневной работе милицейских патрулей. Прямо под зданием редакции на Пушкинской площади молодой сержант с матом разгонял бездомных. На вопрос, имеет ли он при себе памятку о культуре взаимоотношений с гражданами, сержант перестал гонять бомжа и каким-то нехорошим взглядом посмотрел на корреспондента: "Ты что спросил?". Пришлось достать журналистское удостоверение.
- Мы тут... вам город расчищаем, а вы к нам с такой... - пристыдил постовой журналиста.
Убедившись, что данный сотрудник с памяткой явно не знаком, корреспондент "Известий" отправился дальше. Двух милиционеров, дежурящих в сквере перед кинотеатром "Пушкинский", вопрос о памятке также задел за живое.
- Ты чего... в "обезьяннике" давно не был, - пришел в себя один из них. - Документы давай...
Увидев журналистское удостоверение, милиционеры признались, что памятку они видели и, более того, она у них где-то есть. Но вопрос, читали ли они ее, постовых опять обидел: "Что, думаешь, если милиционер, то сразу и читать не умеет? Проглядывали!"

Выдержки из памятки "О профессиональной культуре взаимоотношений сотрудников милиции с гражданами":
Требования к внешнему виду сотрудника милиции:
...Находясь в форменной одежде, сотрудник милиции обязан воздерживаться от ношения хозяйственных сумок, громоздких предметов, посещения рынков для личных нужд, приобретения товаров в условиях большого скопления народа и от решения иных бытовых вопросов в тех случаях, когда это наносит моральный ущерб чести мундира. Сотруднику милиции не рекомендуется пользоваться услугами торговых и культурно-бытовых учреждений на льготных условиях.

Основные правила обращения с гражданами при выполнении служебных обязанностей:
В обращении с гражданами недопустимы:
- высокомерный тон, грубость, заносчивость, невежливое изложение замечаний;
- угрозы, выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство;
- нравоучения или несправедливые упреки, предъявление незаслуженных обвинений;
- угрожающие жесты и знаки, а также другие действия, оскорбляющие личность и достоинство граждан.
...Когда гражданин обращается к милиционеру, сотрудник милиции обязан приложить руку к головному убору, внимательно выслушать, ответить на поставленный вопрос или разъяснить, куда нужно обращаться для его решения...
...Ни в коем случае не следует указывать гражданину на несущественность его просьбы...
Эти правила должны особенно учитываться при проверке документов, поскольку сам факт проверки заставляет человека нервничать. Эта операция должна производиться быстро и четко. По возвращении документов следует отдать честь владельцу, поблагодарить его и попрощаться...

Особенности обращения с лицами, нуждающимися в помощи:
...С подростками милиционер должен обходиться так же вежливо, как со взрослыми. Наставления и замечания детям делаются с учетом их психологии и уровня развития. К детям младшего школьного возраста применяется обращение на "ты", к остальным - на "Вы"...
...Сотрудник милиции зачастую имеет дело с бродягами, лицами в нетрезвом состоянии, наркоманами. В таких случаях он должен при необходимости быть готов к оказанию первой медицинской помощи, отправке людей в больницу, обнаружению пропавших лиц, оказанию помощи пострадавшим. В этой работе следует оказывать предпочтение гуманным, а не карательным методам.

Особенности обращения с иностранными гражданами:
...Нравственный и гражданский долг сотрудника милиции - продемонстрировать перед иностранцами лучшие качества человека: патриотизм, гуманизм, честность, доброжелательность, чувство коллективизма, взаимопомощи, вежливость и тактичность и тем самым вызвать у иностранцев уважение и интерес к нашей Родине, к народу, его культуре и образу жизни.

"Известия"