Posted 12 сентября 2006,, 10:25

Published 12 сентября 2006,, 10:25

Modified 2 апреля, 03:36

Updated 2 апреля, 03:36

Автопрому нужна импортная кровь

12 сентября 2006, 10:25
Перспективы российского автопрома кроются в сотрудничестве с иностранными компаниями на принципах режима «промышленной сборки». С этим согласны и в правительстве, и аналитики, — редкий случай единодушия.
10 сентября завершил работу 12-дневный Московский международный «Автосалон-2006». Участники и гости выставки увидели порядка 40 различных премьер - мирового, европейского и российского уровня. Правда, премьерами они были только для России. В целом же, столичное автошоу лишний раз доказало, что перспективы российского автопрома кроются в сотрудничестве с иностранными компаниями на принципах режима «промышленной сборки».

Ваши не пляшут

На «Автосалоне-2006» вниманию специалистов, VIP-делегаций и потребителей были представлены более сотни автомобилей, разместившихся на 40 тыс. квадратных метров выставочной площади. Свою продукцию демонстрировали 16 ведущих мировых автопроизводителей (Volkswagen, BMW, Ford Motor, General Motors, Nissan, Peugeot, Renault, Toyota, Porsche, BMW, Honda и др.). Автосалон был включен в календарь выставок, патронируемых Международной организацией автопроизводителей (OICA). По этим показателям, как и по числу посетителей, автошоу явно удалось.

По предварительным данным, число посетителей превысило миллион человек. Их наплыв легко объясним: эксперты предполагают, что в этом году в России суммарно будет продано до 2 млн новых автомобилей.

В принципе, можно говорить и об успехе выставки в целом, если не поддаваться чрезмерному патриотизму. Иными словами, на фоне иномарок собственные предложения отечественных автозаводов впечатляли не очень.

«На российском рынке найдется место и для импортных, и для отечественных машин. Другое дело, что если мы говорим о разработке новых машин, то их самостоятельная разработка проблематична. В любом случае, оправданной выглядит стратегия кооперации с иностранными производителями», - заявила аналитик ИК «ФИНАМ» Наталья Кочешкова на прошедшей 30 августа на сайте ИК «ФИНАМ» он-лайн конференции «Российский автопром: перспективы есть?». И экспозиция автовыставки лишний раз подтверждала это мнение.

Прогулки по площадкам московского автосалона всячески подталкивали к выводу, что будущее российского автопрома (как минимум в производстве легковых авто) — за режимом «промышленной сборки». Интересно, что если в первой половине нынешнего года в правительстве РФ, особенно с учетом назначения представителя ФГУП «Рособоронэкспорт» Игоря Есиповского генеральным директором «АвтоВАЗа», еще рассматривались варианты широкомасштабного вливания государственных средств в автопром с перспективой вывода отечественных заводов на мировой уровень собственными силами, то сейчас такой подход практически остался без сторонников.

Вот и 1 сентября на пленарном заседании Первого международного автомобильного форума «Автомобилестроение России: стратегии успеха» замглавы Минпромэнерго РФ Андрей Реус начал свой доклад с того, что назвал режим промышленной сборки «самым результативным воплощением промышленной политики государства в автопроме».

На танцы - с иностранцем

По прогнозам министерства, общий объем продаж легковых автомобилей в России к 2010 году составит не менее 2,7 млн штук в год, а в денежном выражении - более $30 млрд. При этом, начиная с 2003 года, все преимущества растущего рынка использовали, прежде всего, импортеры иномарок, тогда как доля российских автопроизводителей падала. «Исходя из этой тенденции, мы понимали, что у нас есть два варианта развития событий - прогнозируемый 30-миллиардный оборот будет либо использован для развития внутреннего производства, или мы отдадим большую часть рынка импорту», - заявил Реус.

Естественно, государство проголосовало за развитие внутреннего производства.

Уточним, что под понятием «промышленной сборки» правительство понимает наличие производственных мощностей не менее 25 тыс. шт. в год (для производства легковых автомобилей массового сегмента этот объем является точкой безубыточности проекта). «Но самое главное, - подчеркнул в своем докладе замминистра, - это система полного производственного цикла, включающая в себя организацию сварки, окраски и сборки автомобилей и дополнительно предполагающая выход на 30%-ю локализацию производства».

«Таким образом, были заложены условия, которые в совокупности обеспечивают нам создание примерно 50% добавленной стоимости автомобиля внутри страны», - пояснил Реус и в подтверждение правильности избранного правительством пути привел показатели первого полугодия 2006 года. По данным Минпромэнерго, за первые 6 месяцев текущего года рынок в целом вырос на 15,6%. Доля иномарок российской сборки увеличилась на 3%, при этом достаточно существенно - на 5,7% - сократилась доля подержанных импортных автомобилей.

Приятно, что аналитики тоже не видят особых альтернатив кооперации с иностранными компаниями, тем более, что о поддержке автопрома деньгами из Инвестфонда уже никто из осведомленных лиц не говорит.

«Действительно, сегмент иномарок, собираемых в России в настоящее время, является одним из самых динамично растущих, — считает аналитик ИК «ФИНАМ» Наталья Кочешкова. - Возможно и обновление модельного ряда, но опять же здесь оправданно участие иностранного партнера и выпуск в результате на рынок продукта, адаптированного для российского покупателя. А вот самостоятельная разработка проблематична в силу ограниченности временных, финансовых, технических и управленческих ресурсов. Плюс существует риск выпустить продукт, невостребованный рынком».

«В ближайшие пять лет (а может и больше) мы, конечно, не увидим отечественных машин с новой платформой в топе по продажам. И дело тут не только в затратности разработке новых моделей - просто реализовать этот проект объективно некому, — полагает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов. - Нет ни специалистов, ни новых разработок. Если государство станет во главе процесса и обеспечит его функционирование (что-то вроде госзаказа на народный автомобиль отечественного производства), то реализовать это будет возможно. Но в сегодняшнем виде производители авто - потенциальные кандидаты на сборочную кооперацию и покупку готовых решений».

«Следующий!», - сказал заведующий

Итак, промсборка шагает по стране. На сегодня подписаны девять соглашений. В обозримом будущем в России начнут производить автомобили «Тойота», «Нисан», «Фольксваген», в ближайшее время в этом режиме стартует выпуск автомобилей «Фиат». Общий объем инвестиций в сборочные производства составит около $2 млрд. Среди уже действующих производств - «Джи Эм - АвтоВАЗ», «Форд», «Иж-Авто», «Автофрамос», «Северсталь-Авто».

По прогнозу Минпромэнерго, ожидается, что новые мощности по сборке автомобилей составят более 600 тыс. шт. в год, а к 2010 году увеличатся до 800-900 тыс. шт. Таким образом, полагают в министерстве, общие производственные мощности по выпуску легковых автомобилей к 2010 году составят около 1,9 млн шт. в год, «что с учетом импорта полностью обеспечит потребность рынка».

То есть, если все «срастется», отечественный автопром «освежит дыхание».

Более того, в докладе Реуса были озвучены планы по следующим правительственным шагам на благо автопрома. По словам замминистра, уже подготовлены «соответствующие решения по дальнейшему развитию режима промышленной сборки с целью распространения его на производителей комплектующих».

В частности, в Минпромэнерго разработан проект по внесению изменений в 166-е постановление правительства РФ, который «существенно расширяет номенклатуру комплектующих для промышленной сборки и дополняет ее позициями, необходимыми для производства автомобильных компонентов».

Одновременно с этим подготовлены изменения в Порядок, определяющий понятие «промышленной сборки», которые позволят использовать этот режим всем производителям компонентов (тогда как ранее он распространялся только на производство двигателей и коробок передач).

«Эти меры, которые будут окончательно приняты в течение ближайшего времени, позволят поддержать уже существующие проекты по производству современных узлов и агрегатов (такие, как проект по производству коробок передач ZF, реализуемый на ОАО «КАМАЗ») и откроют дорогу для новых производств», — заявил Реус.

С другой стороны, заметно, что именно таких инициатив от России ждут и сами инвесторы. Так, замминистра отметил, что компания «Тойота» при выборе площадки в Санкт-Петербурге сразу зарезервировала участок под расположение компонентных производств своих поставщиков. «Очень амбициозные планы по локализации реализует в России «Рено», - поделился Реус, - спустя менее года после запуска проектов, локализацию начали «Иж-Авто» и «Северсталь-Авто».

«Любой производитель заинтересован в максимальной локализации производства, т.е. в увеличении объемов комплектующих, собираемых в стране производства, поскольку лишь в этом случае его таможенная льгота действует более одного года, — сообщил ИА «АКС-Реальный сектор» директор по продажам и маркетингу группы компаний «Сигма» (является официальным дилером Skoda, Volkswagen и Porsche) Олег Швыдкый. - Несомненно, после строительства завода будет организована и поставка запчастей и комплектующих, производимых в России. Здесь есть два пути. Первое, это размещение заказа на уже существующих производствах. Второе — постройка завода по производству запчастей в виде сборочного производства. Объем такого производства запчастей будет превышать объем производства автомобилей на 30-40%. Но какой из этих путей будет избран, пока не ясно».

Иначе говоря, постройка завода по производству запчастей не исключается. И выбор во многом зависит от режима благоприятствования, который российское правительство сможет обеспечить.

Игорь Чубаха