Posted 19 сентября 2006,, 08:00

Published 19 сентября 2006,, 08:00

Modified 2 апреля, 03:34

Updated 2 апреля, 03:34

Санкт-Петербург. Круглый стол «Основы православной культуры» в светской школе»

19 сентября 2006, 08:00

19 сентября 2006 года в 12:00 в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» (Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, д. 7 — дворец Кочубея) состоялся круглый стол, посвященный введению нового предмета «Основы православной культуры» в обязательную школьную программу четырех российских областей.

Не произошло ли при этом нарушение Конституции РФ? Кто будет преподавать «ОПК»? Достаточно ли подготовлены методическая база и учебные пособия по новому предмету? Как избежать дискриминации представителей иных конфессий? Каково наполнение понятия «региональный компонент» в Петербурге? Эти и другие вопросы горячо обсуждались на круглом столе.

В дискуссии приняли участие:
- Елена Спасская, заместитель председателя Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга;
- Игорь Риммер, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, представитель Законодательного собрания по связям с религиозными конфессиями;
- Тамара Смирнова, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета аэрокосмического приборостроения, руководитель научного центра «Петрополь» Дома национальных культур;
- Людмила Перова, заместитель директора по музейному развитию и внешним связям Государственного музея истории религии;
- о. Георгий Митрофанов, настоятель Храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Академии постдипломного образования, преподаватель данной академии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии;
- о. Виктор Грозовский, протоирей Князь-Владимирского собора;
- Раиса Скобленок, помощник председателя еврейской религиозной общины, директор Благотворительного центра при Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга.

Участники круглого стола признали, что введение с 1 сентября в четырех регионах России «Основ православной культуры» в качестве обязательного школьного предмета остается одной из самых горячо обсуждаемых тем. В Белгородской, Брянской, Калужской и Смоленской областях курс «ОПК» введен в учебные программы как «региональный компонент», по инициативе местных властей. При этом более 11 регионов ввели его как факультатив. Вся работа курируется "Координационным советом по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Русской Православной Церкви".

Участники круглого стола говорили о целях и задачах этого проекта, приобретающего все больший размах, о его «узких местах», о стратегии и тактике его воплощения. Они пытались ответить на вопрос, а что если и Санкт-Петербург через некоторое время пополнит список регионов-новаторов?

Говоря об идейном наполнении курса «ОПК» и целесообразности его введения в школьный учебный план, участники дискуссии разделились на два оппозиционно настроенных «лагеря». Представители духовенства настаивали на том, что этот предмет носит не религиозный, а культурологический характер и потому необходим для общего развития детей. Противники курса указывали на недопустимость изучения какой-либо одной религии в школах светского государства, коим является Российская Федерация и предлагали свои варианты «истинно культурологической» подачи материала.

Самую нейтральную позицию заняла Елена Спасская. Она напомнила, что в ряде школ Петербурга подобный предмет уже давно преподается, и что вопрос до сих пор регулировался письмами Министерства образования, содержащими методические рекомендации по преподаванию «Основ православной культуры». Спасская заявила, что в Санкт-Петербурге нет проблем с преподаванием «Основ православной культуры», поскольку в тех школах, где есть желающие посещать такой предмет, он преподается на добровольной основе при соблюдении трех условий, предусмотренных Министерством образования РФ. По ее словам, предмет «Основы православной культуры» может попасть в программу, во-первых, только в качестве регионального и школьного компонента. Во-вторых, это может произойти только при обязательном письменном согласии родителей и, если таковое присутствует, должно организовываться директором школы. Третье условие — наличие квалифицированного педагога. «Там, где эти три условия соблюдены, предмет будет преподаваться», — отметила Елена Спасская. Она подчеркнула что введение «ОПК» не подразумевает участие священников в учебном процессе.

Вместе с тем заместитель председателя Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга обратила внимание на то, что, действительно, утрата духовных ценностей в российском обществе привела к печальным последствиям и введением курса «Основ православной культуры» пытаются решить эту проблему. Она напомнила, что предмет «Этика и психология семейной жизни», который пытались ввести в школах ранее для воспитания в людях приверженности семейным ценностям, не прижился, а поставленные задачи его введение не решило.

Игорь Риммер позитивно оценил взаимодействие Законодательного собрания Санкт-Петербурга с Русской православной церковью, Министерством образования и религиозными лидерами города. По его словам, результатом сотрудничества станет принятие федерального законопроекта, позволяющего ребенку получать в школе знания о религии его предков.

По словам депутата, в курируемых им школах на факультативном уровне предмет уже давно преподается, а уроки начинаются и заканчиваются молитвами. При этом не наблюдается никакого противодействия со стороны учеников, не исповедующих православие, или со стороны родителей. По мнению Риммера, вопрос о введении «Основ православной культуры» в школах сильно политизирован, тогда как на самом деле он не является серьезной проблемой. В этой связи он напомнил о том, что «Урок закона Божьего» в Российской Империи начинался и заканчивался молитвой, и его разрешено было не посещать атеистам и приверженцам других вероучений. Риммер отметил, что вопрос нужно избавить от «политической шелухи», и не надо пытаться на религии предков зарабатывать политические очки.

Относительно введения в четырех областях РФ «Основ православной культуры» как обязательного предмета с оценкой, идущей в аттестат, депутат сказал, что по этому вопросу решение должна принять РПЦ. Относительно скандального учебника Аллы Бородиной, принятого в качестве учебного пособия по «Основам православной культуры» в тех регионах, где введен предмет, Риммер сказал, что в нем «есть много натяжек». Он уверен, что принимать решение о том, каким должно быть учебное пособие по предмету, должен Патриарх.

Тамара Смирнова возразила, что, если речь идет о введении предмета «Основы православной культуры», а не «Основы православной религии», то определять программу должен отнюдь не Патриарх. Кроме того, она заявила, что принятие закона о религиозном образовании на федеральном уровне ущемит конституционные права людей, так как свобода совести — это в том числе и свобода не верить вообще. По мнению Смирновой, если православная культура — органичная часть отечественной культуры, то не следует делать частное общим. Она считает, что следует преподавать «Основы отечественной культуры», не актуализируя при этом религиозный фактор, если мы хотим создать «единую по гражданскому самосознанию, а не по этническому составу российскую нацию».

По словам протоиерея Георгия Митрофанова, среди священников очень мало желающих преподавать в школах, а также мало тех, кто в состоянии это делать. По его словам, многие испытывают страх перед образом священника, рвущегося в школу преподавать слово Божье под видом культурологии. Он отметил, что это совсем не так.

Протоиерей убежден, что поскольку существует русская культура, сложившаяся на основе православия, то в России должен быть культурологический курс истории православной культуры. По его мнению, курс может называться и «История русской культуры», но, преподавая его, нельзя будет уйти от преподавания основ православной культуры. Главное, считает протоиерей, чтобы курс не выходил из культурологического русла.

По его словам, в Санкт-Петербурге в течение 10 лет в Академии постдипломного образования производится переквалификация учителей разных предметов. Курс называется «Духовное просвещение в светской школе». Занятия ведут как православные священники, так и светские преподаватели. Однако протоирей был вынужден признать, что качественного пособия для «новоиспеченных» преподавателей «ОПК» пока не существует, по крайней мере в Петербурге.

Представитель еврейской религиозной общины Раиса Скобленок выразила опасение, что «преподавание православной культуры в школе неизбежно выльется в преподавание православия» и призвала все конфессии в России объединиться, чтобы противостоять порокам, разъедающим общество, — наркомании, алкоголизму и т.д.

В целом, какие бы позиции ни отстаивали участники дискуссии, в итоге они сошлись во мнении, что четыре области, внедрившие обязательное преподавание ОПК в школах, поспешили. Ни законодательная база, ни методическая, ни учительский корпус, ни общество в целом не готовы к этому нововведению. Слишком многие моменты нуждаются в доработке. К примеру, на вопрос, можно ли по закону запретить введение в школе на факультативной основе язычества или сатанизма, депутат Риммер ответил отрицательно.

В заключение депутат ЗакСа рассказал, что 16 ноября в Петербурге на первом заседании специально созданного Общественного совета главы традиционных конфессий обсудят вопрос преподавания основ религий в российских школах. Совет образован по итогам Международного форума «Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество», который состоялся 7-9 сентября в Нижнем Новгороде. Появление Совета поддержали представители разных религиозных течений — заместитель председателя отдела внешних связей Российской православной церкви протоиерей Всеволод Чаплин, глава совета «Муфтии России» Равиль Гайнутдин, главный раввин России Берл Лазар, член Папского совета по культуре и директор департамента межнациональных отношений Александр Журавский. Первое заседание общественного совета приурочено к Дню толерантности.