Posted 20 декабря 2006,, 07:48

Published 20 декабря 2006,, 07:48

Modified 2 апреля, 03:01

Updated 2 апреля, 03:01

РЖД: Грузовая компания "размножается делением"?

20 декабря 2006, 07:48
У РЖД могут появиться две дочерние грузовые компании - вместо одной, планировавшейся ранее. Цель подобного "деления" - уйти от монополизации будущего рынка грузоперевозок. Однако четкого плана структурных преобразований компании пока еще нет.
Президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Владимир Якунин не исключил возможности появления у РЖД двух дочерних грузовых компаний вместо одной, как это планировалось ранее. Инициаторами данных структурных преобразований выступают Минэкономразвития и Минтранс РФ.

По шпалам вперед, по привычке

Президент РЖД Владимир Якунин в понедельник выступил с докладом на расширенном итоговом заседании правления ОАО "Российские железные дороги". Он подвел итоги производственно-финансовой деятельности компании в 2006 году и обозначил задачи по обеспечению эффективной работы в 2007 году.

В заседании приняли участие вице-премьер РФ, председатель Совета директоров ОАО "РЖД" Александр Жуков, министр транспорта Игорь Левитин, мэр Москвы Юрий Лужков, замруководителя Федеральной службы по тарифам Виталий Евдокименко, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев и другие официальные лица.

Как сообщил Якунин, "по итогам года грузооборот (компании) увеличится на 4,3%, что соответствует динамике промышленного роста в стране". По его словам, РЖД обеспечили 74% прироста грузооборота в транспортной системе страны.

"ОАО "РЖД" сыграло ключевую роль в увеличении российского экспорта. В целом отправление грузов на экспорт возросло на 4,8%, при этом более, чем на 10%, увеличены экспортные перевозки каменного угля, руды и хлебных грузов. Большое значение имеет организация железнодорожной перевозки нефти в Китай", — подчеркнул Якунин.

Он отметил, что наряду с традиционными массовыми грузами обеспечивается ускоренный рост контейнерных перевозок, прежде всего в межгосударственном сообщении. Так, экспортные перевозки грузов в контейнерах с начала года возросли на 10,9%, в том числе готовых изделий из металлов — почти на 45%, химикатов — более чем на 30%. Это свидетельствует о создании компанией условий, стимулирующих отечественных производителей к наращиванию несырьевого экспорта, что является одной из задач экономической стратегии государства.

"Чистая прибыль компании в 2006 году составит около 26 млрд рублей. Рентабельность основной деятельности превысила 3%, что почти в 2,5 раза превышает прошлогодний показатель (1,3%). Однако это все еще значительно ниже, чем у других крупнейших компаний страны, а главное — ниже уровня, необходимого для интенсивного развития ОАО "РЖД", поэтому повышение рентабельности остается важнейшей задачей компании", - подчеркнул Якунин.

Кондуктор, не жми на тормоза

"В предстоящем году нам необходимо заложить основу для реализации одобренной Правительством трехлетней программы работы и развития компании", — поставил задачу президент РЖД.

Напомним, что 2006 год стал первым годом реализации третьего этапа структурной реформы и шестым годом реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением правительства РФ от 18 мая 2001 года. И в конце нынешнего октября кабинет министров одобрил проекты инвестиционной программы и финансового плана ОАО "РЖД" на 2007 год, а также на период до 2009 года. В рамках финплана объем чистой прибыли компании по итогам 2009 года должен достичь 40,8 млрд рублей. В 2007 году прибыль должна составить 10,1 млрд рублей, в 2008 году - 24,2 млрд рублей.

Инвестиционная программа РЖД, рассчитанная на 2007-2009 годы, была запланирована в размере 694 млрд рублей. 82% инвестиций должны пойти на развитие и обновление инфраструктуры, 16% - на модернизацию подвижного состава, еще 2% - на социальные нужды - медицинские, образовательные и другие цели.

Проектом закладывалось, что в 2007 году инвестиции составят 210 млрд рублей, в 2008 году - 231 млрд рублей, в 2009 году - 252 млрд рублей. При этом портфельные инвестиции в рамках этих ассигнований составят 270 млрд рублей, еще 9,5 млрд рублей - это средства на проекты дочерней компании.

Программа также предполагает использование лизинга, который позволит дополнительно привлечь еще 83 млрд рублей на обновление подвижного состава, общие расходы на подвижной состав достигнут 180 млрд рублей. Кроме того, реализация инвестпрограммы предусматривает привлечение заимствований в объеме 32,4 млрд рублей в 2007 году, 21,9 млрд рублей - в 2008 году, 9,8 млрд рублей - в 2009 году.

Отцы и дочери

Касаясь дальнейших планов, Якунин сообщил, что совокупный объем активов дочерних обществ компании за текущий год превысит 83 млрд рублей, а чистая прибыль составит более 4,3 млрд рублей.

"А ведь это результаты только первого года 3-го этапа реформы, - подчеркнул президент РЖД. - В утвержденном Правительством среднесрочном финансовом плане компании запланировано получение дивидендов от ДЗО до 1,5 млрд рублей, и еще 17 млрд рублей инвестиций планируется получить при реализации пакетов акций дочерних обществ, которые будут направлены на развитие инфраструктуры. Очень высокий интерес рынок капитала проявляет к компаниям "ТрансКонтейнер", "Рефсервис", "ЭЛТЕЗА", "Ремпутьмаш". Мы прогнозируем высокую инвестиционную привлекательность создаваемых предприятий по ремонту подвижного состава и научно-исследовательской деятельности".

"Но, несомненно, - указал Якунин, - наиболее привлекательным объектом для вложений может стать планируемая нами Грузовая компания, от продажи акций которой, по заключению инвестиционных банков, реально можно выручить до 120 млрд рублей. Эти шаги, определенные стратегией развития ОАО "РЖД", позволили бы к 2010 году существенно снизить дефицит инвестиций для обновления и развития инфраструктуры. Нами подготовлен пакет документов по созданию грузовой компании, проведено его всесторонние обсуждения с профильными комитетами обеих палат Федерального Собрания, руководителями федеральных органов исполнительной власти, советом директоров, грузоотправителями и крупнейшими компаниями-операторами. Практически всеми участниками этой открытой дискуссии проект поддержан и в ходе публичных обсуждений, и в прессе, и в поступающей корреспонденции. Мы готовы к его реализации, достижению нового качества услуг, ускоренному обновлению парка грузовых вагонов и выводу грузовой компании на рынок капитала".

И все же недавно принятая программа может претерпеть серьезные изменения в вопросе создания дочерних компаний. Поскольку после слов о готовности к выводу грузовой компании на рынок прозвучало некое "но".

"Последние обсуждения в Минэкономразвития и Минтранс России приводят к возможности создания не одной, а двух грузовых компаний, — заявил Якунин. - Экономический смысл этой формулы нам не очень понятен, но выполним то решение, которое примет правительство".

И как сообщил в интервью ИА "АКС - Реальный сектор" президент Ассоциации перевозчиков пассажиров и грузобагажа железнодорожным транспортом Максим Степанов, новость о планах по разделу грузовой компании оказалась достаточно неожиданной для всех участников рынка.

До первой звезды ждем-с

Вопрос, будет ли инициатива по "раздвоению" грузовой компании реализована, пока остается открытым. В частности, по данным РИА "Новости", обсуждение этой темы запланировано в эту среду на заседании межведомственной комиссии при Минтрансе РФ. При этом, по версии газеты "Ведомости", четкого плана структурных преобразований пока нет ни в МЭРТ, ни в Минтрансе, и таковой появится к концу января.

С другой стороны, в ходе прошедшего 15 декабря в редакции газеты "Гудок" "круглого стола" "Модель реформирования рынка железнодорожных грузовых перевозок" замруководителя Росжелдора Алан Лушников сообщил, что целевая модель рынка транспортных услуг будет выбрана до конца года.

"Я надеюсь, что эта дискуссия завершится в установленные правительством РФ сроки — в четвертом квартале текущего года, - сказал Лушников, - так или иначе, документ будет передан в правительство — с разногласиями или без".

Инициатива с делением грузовой компании связывается министерствами с необходимостью создания альтернативного игрока, - то есть, это шаг по некой демонополизации будущего рынка.

При этом Максим Степанов отмечает, что в настоящее время на железных дорогах уже, во многом благодаря ФАС, обеспечивается недискриминационный доступ независимых компаний к процессу перевозки. Настолько не дискриминационный, что возмущение уже выражают сами представители РЖД, поскольку частники ориентируются только на выгодные заказы.

Игорь Чубаха

ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) является крупнейшей транспортной компанией России, обеспечивающей 39% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 41% пассажирооборота. Это также одна из крупнейших транспортных систем мира. ОАО "РЖД" создано 1 октября 2003 года на базе имущества Министерства путей сообщения РФ в рамках реформы железнодорожного транспорта, 100% акций принадлежит государству. Компания предоставляет услуги в области грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок как внутри России, так и на международном рынке. ОАО "РЖД" владеет 100% железнодорожных магистралей в России, станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами. Парк подвижного состава насчитывает свыше 22 тыс. грузовых и пассажирских локомотивов, более чем 600 тыс. грузовых вагонов, свыше 40 тыс. пассажирских вагонов. Компания перевозит свыше 1,3 млрд пассажиров и 1,3 млрд тонн грузов в год.