Posted 27 марта 2008,, 22:47

Published 27 марта 2008,, 22:47

Modified 1 апреля, 22:47

Updated 1 апреля, 22:47

День в истории: 28 марта родился Горький и умер Шагал

27 марта 2008, 22:47

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 марта. В этот день 140 лет назад в Нижнем Новгороде родился Алексей Максимович Пешков, более известный под именем Максима Горького.

Горький рано осиротел и его воспитывали бабушка с дедушкой. Работать он начал еще подростком, сменил множество профессий - был грузчиком, пекарем, занимался мытьем посуды на пароходе. Осенью 1892 года был опубликован первый рассказ писателя - "Макар Чудра". Войти в литературу Горькому помог Короленко. В 1898 году вышло трехтомное издание "Очерки и рассказы", в которых писатель выступил в роли защитника простого народа.

Вскоре Горький создает такие известные произведения, как "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Песня о буревестнике", "Песня о соколе". Первые романы Горького - "Фома Гордеев" (1899), "Трое" (1900), а также принесшие писателю популярность пьесы - "Мещане" (1900), "На дне" (1901), "Дачники" (1904), "Варвары" (1905), "Дети солнца" (1905).

С 1902 по 1912 годы Горький возглавлял издательство "Знание". В 1905 году писатель вступил в ряды РСДРП, был активным участником революции 1905 года. В 1906 году вышли пьеса "Враги" и роман "Мать", считающийся первым произведением, написанном в жанре социалистического реализма. С 1906 по 1913 годы Горький живет в Италии, на острове Капри. Взгляды его изменились, стали ближе к религии, что нашло отражение в повести "Исповедь" (1908). В этот период времени писатель создает пьесы "Последние" (1908) и "Васса Железнова" (1910), повести "Городок Окуров" (1909), "Жизнь Матвея Кожемякина" (1919 - 11), "Сказки об Италии" (1911 - 13).

В 1913 году Горький возвращается в Россию, где пишет автобиографическую дилогию "Детство" и "В людях".

Горький с энтузиазмом отнесся к Февральской революции, но к Октябрьской у него было неоднозначное отношение. Это нашло отражение в его публицистическом цикле "Несвоевременные мысли" (1917 - 18), напечатанном в газете "Новая жизнь".

Осенью 1921 года Горький вновь выехал за границу, в 1922 году им написана повесть "Мои университеты", которая стала последней частью его автобиографической трилогии. В 1925 году опубликован роман писателя "Дело Артамоновых", который стал по сути историей развития капитализма в России. В том же году он начинает работу над четырехтомной эпопеей "Жизнь Клима Самгина", однако эта работа не была завершена.

В 1931 году Горький возвращается в СССР, где сразу становится главой новой советской литературы. Горький создает новые журналы, серии книг - "Жизнь замечательных людей", "История Гражданской войны", "История фабрик и заводов", "Библиотека поэта". Он пишет пьесы "Егор Булычев и другие" (1932) "Достигаев и другие" (1933). В 1934 году он являлся организатором и председателем первого Всесоюзного съезда советских писателей.
Скончался 18 июня 1936 года в помосковных Горках.

28 марта 1985 года умер Марк Шагал – художник, один из лидеров мирового авангарда ХХ века. Он сумел в своем творчестве органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством.

Шагал прожил долгую жизнь – почти сто лет. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887 года в семье приказчика. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906–1909 годах посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств в Петербурге. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 годах – в Париже, в колонии художников La Ruche («Улей»).

В 1918–1919 Шагал был комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 году в Берлин, с 1923-го обосновался в Париже. С тех пор жил во Франции, в 1941–1947 годы провел в Нью-Йорке. Не раз побывал и в Израиле.

К середине ХХ века авторитет Шагала как живописца, графика, мастера театрального искусства и декоративной керамики получил мировое звучание. Творчество Шагала автобиографично и лирически-исповедально. В ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, со временем на первый план выходит тема страстной любви. Позднее Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен оказывают большое влияние на развитие сюрреализма. По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально-экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф.

Главную тему позднего творчества Шагала определила работа над иллюстрациями к Библии по заказу Воллара. С 1955 началась работа над Библией Шагала – огромным циклом живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В 1973 Шагал посетил Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Музеи художника существуют в Хайфе (с 1957) и Ницце (с 1973); в 1992 дом-музей Шагала открылся в его родном городе Витебске.