Posted 2 апреля 2008,, 12:58

Published 2 апреля 2008,, 12:58

Modified 1 апреля, 22:43

Updated 1 апреля, 22:43

Латвии нужны реформы

2 апреля 2008, 12:58
Глава одного из крупнейших банков Балтии Parex banka Валерий Каргин в интервью «Росбалту» поделился своим видением нынешней экономической ситуации в Латвии и дал прогноз на ближайшее будущее. По его мнению, слухи о неизбежном крахе финансовой системы страны также сильно преувеличены.

Несмотря на мировой экономический кризис, больно ударивший по прибалтийским странам, аналитики не видят причин, по которым экономика Латвии могла бы рухнуть в пропасть. По их мнению, слухи о неизбежном крахе финансовой системы страны также сильно преувеличены. Глава одного из крупнейших банков Балтии Parex banka Валерий Каргин в интервью «Росбалту» поделился своим видением нынешней экономической ситуации в Латвии и дал прогноз на ближайшее будущее.


— В последнее время Латвия находится под пристальным вниманием международных инвесторов, об экономической ситуации в стране появляется много публикаций в СМИ, как в западных, так и в российских. Совсем недавно прошли три публикации в Finansical Times. Насколько, на ваш взгляд, реальны высказываемые различными экспертами точки зрения на то, что будет происходить с экономикой Латвии?

— Я хотел бы сказать, что тот прогноз, который дает Ассоциация коммерческих банков и латвийское правительство о снижении роста ВВП с 9,2% до 6% в год – был бы очень хорошим результатом. Однако думаю, реально в этом году ВВП снизится до 4%. Но это терпимо, это не «жесткая посадка». Плохо, если будет ниже – потому что тогда придется пересматривать налоговую политику государства. Тогда уже речь не сможет идти о бездефицитном бюджете, ведь правительству придется откуда-то брать деньги для выполнения своих обязательств.

Если говорить об инфляции (сейчас она составляет 16,7%), то здесь тоже не все однозначно, но, мне кажется, что нет факторов, которые могли бы и дальше раскручивать инфляцию. Последние два месяца она раскручивается из-за повышения акциза на табак – это очевидно. Но и понижения инфляции сейчас не стоит ожидать, потому что повышены цены на энергоносители. Мы всегда придерживались такой точки зрения, что цены на энергоносители нужно было начать повышать постепенно еще два года назад, когда уже было ясно, что, в конце концов, это делать придется.

Думаю, пика инфляции мы достигнем к лету, и потом она пойдет на спад. Не хотел бы показаться банальным, но именно премьер-министр Ивар Годманис – тот человек, в руках которого наш ВВП и наша инфляция. Он знает, что нужно делать, в его силах изменить ситуацию.

— Какие меры должно принять правительство, чтобы все сложилось благополучно?

— Чтобы ВВП нашей страны рос, надо, прежде всего, увеличивать экспорт. Латвия в этом смысле может предложить, в основном, лишь экспорт услуг, других возможностей у страны нет. Какие услуги мы можем продавать вне нашей страны? В первую очередь — финансовые. Для этого государству необходимо четкое видение роли нашей страны, как поставщика финансовых услуг в Балтии и в регионе Северных стран и Восточной Европы. Мы должны сами понять и определиться, как нам развиваться дальше в этой сфере, но пока этого не сделано.

Можно также оказывать услуги в сфере образования – привлекать иностранных студентов, которые везли бы сюда валюту. Для этого у нас имеется неплохая база, однако необходимо привлекать Европейские фонды для развития частного образования. А наше правительство фактически не предусматривает вливание денег из Европейских фондов в образование. В Латвии эти средства распределяет не общество, как должно бы быть, а государство. За последние годы лишь какие-то жалкие гроши пошли на частное образование, несмотря на то, что оно в нашей стране составляет 50% от государственного.

Надо реформировать медицину. Во всяком случае, система принятия денег за медицинские услуги уж точно нуждается в реформировании. Нуждается в реформировании и государственное управление. Ведь у нас под каждую новую государственную программу открывается новое государственное агентство, которое существует еще многие годы после закрытия программы. И целая толпа людей продолжает получать деньги. То есть, нет такой ситуации, как, например, в Эстонии, когда государство ищет на частном рынке тех, кто мог бы поучаствовать в госпрограммах. Наше государство все берется выполнять своими силами, что крайне неэффективно.

Если правительство сумеет справиться с очевидными вызовами, которые бросает стране современная обстановка, то все будет нормально.

— Только ли от правительства и опыта премьер-министра все зависит?

— Есть множество факторов, которые могут повлиять на дальнейшее развитие экономики Латвии и один из главных: как на нее будут смотреть крупнейшие банки региона – немецкие и шведские. Будут ли они оптимистично кредитовать латвийскую экономику. Если будут, развитие продолжится. Имеет значение и то, как будут поступать европейские фонды – это тоже добавление ликвидности в экономику.

У премьер-министра Латвии Ивара Годманиса есть план преодоления инфляционных процессов и развития экономики государства, и, я думаю, он довольно оптимистичный. В Finansical Times Годманиса назвали динозавром латвийской политики, человеком, который преодолевает проблемы. Он действительно довольно опытный и, думаю, ему удастся реализовать намеченное.

Две основные меры, что наметил премьер-министр, таковы: он собирается вкладывать деньги в государственные программы и давать возможность средствам Европейских фондов беспрепятственно втекать в экономику страны. В том числе правительство приняло решение о больших стройках, а это тоже способ увеличить ВВП.

— Как Латвия в плане экономики выглядит на фоне ближайших соседей – Эстонии и Литвы? Отразится ли на этих странах неблагоприятное развитие ситуации у нас?

— В глазах инвесторов существует такая мифическая страна под названием Балтия. Инвесторы обычно не делят ее на три составляющие. И если случится кризис в Эстонии, например (я постучу по дереву), это непременно потащит экономики Латвии и Литвы вниз, так же, как если случатся проблемы в экономике Литвы – это потянет вниз Латвию и Эстонию. Это три абсолютно связанных между собой рынка.

Просто в Латвии наиболее динамично развивающаяся экономика среди стран Балтии. Однако мы лидеры Евросоюза не только по росту ВВП, но и по росту инфляции, поэтому на нас все и смотрят. Именно в Латвии, а не в Литве и не в Эстонии сконцентрировано наибольшее количество финансовых ресурсов. Если финансовый рынок Эстонии более однообразен – там присутствует, в основном, скандинавский капитал, то на рынке Латвии в числе главных игроков присутствует еще и местный банк — наш. На недавнем заседании акционеров Parex banka было принято четкое решение – мы будем инвестировать в экономику Латвии, наращивать кредитный портфель и никуда не уйдем с латвийского рынка. Даже если скандинавы примут какие-то другие решения – это не изменит наших планов. Таким образом, экономика Латвии наиболее защищена деньгами местных инвесторов.

— Будут ли какие-то изменения на рынке ипотечного кредитования? Откажется ли правительство от жесткой политики в этой сфере, когда получить ипотечный кредит стало очень сложно?

— Конечно, оно это сделает – никуда не денется. Потому что, если и дальше будет тормозиться рынок кредитования, то ВВП Латвии упадет больше, чем планирует господин Годманис.

Многое зависит от деятельности правительства, как оно будет справляться с экономикой. На это могут повлиять и политические факторы. Как, допустим, будут проданы акции предприятия Lattelekom. На мой взгляд, человечество ничего лучше аукциона не придумало. Для человека, который занимается бизнесом, аукцион – это нечто красивое, как Мона Лиза. Когда же появляются какие-то странные модели продажи, где слово аукцион не присутствует, инвесторы начинают пугаться – значит что-то тут не то.

— Как будут возвращать кредиты сотни тысяч латвийцев в условиях тяжелого экономического положения?

— Даже если предположить самый плохой сценарий развития событий в экономике Латвии, ничего страшного в этом смысле не произойдет. Например, возьмем врача, у которого закрылась частная практика, а ему надо возвращать ипотечный кредит. Этот врач всегда найдет себе работу вне Латвии, ведь рынок труда открыт. На самом деле нет никаких проблем. Посмотрите, что происходит с рабочими, которые больше не обслуживают рынок строительства в Латвии, так как он приостановился. Они сели на самолет и улетели в Ирландию, где трудятся и так же обслуживают свои кредиты. Так, где же проблема?

— Некоторые эксперты предрекают сценарий развития событий в Латвии, заканчивающийся девальвацией лата. Это возможно, на ваш взгляд?

— Не вижу, как это могло бы произойти. Государство ведь всегда может взять деньги в долг. Деньги государству могут ссудить частные банки, например, мы. У нас есть такие возможности.

Если вы имеете в виду разгромную статью, которая появилась в российском Интренете, то она — не дискуссионная, там много придуманного.

— Вопрос о продаже Parex banka cнят с повестки дня?

— Я в первую очередь человек бизнеса, а не герой. Профессия героя очень красивая, но очень короткая... Если на рынке есть возможность, то надо ее реализовать. Мы всегда будем ждать хороших условий, и действовать с расчетом. Сейчас таких условий нет, поэтому о продаже речь не идет. Сейчас, если кто-то что-то продает, то под давлением каких-то процессов или проблем. У нас нет никаких проблем.

Беседовал Евгений Павлов