Posted 10 апреля 2008,, 16:17

Published 10 апреля 2008,, 16:17

Modified 1 апреля, 22:37

Updated 1 апреля, 22:37

Маршрутки в Питере: ужас, конечно, но уже не «ужас-ужас!» (фото, видео)

10 апреля 2008, 16:17
Сколько стоит жизнь пассажира? 100 рублей штрафа для водителя и, максимум, полторы тысячи для того, кто послал неисправное авто на линию. Все остальное – на авось. Авось, пронесет, и сегодня колесо не отвалится... Или дверь не заклинит...

Сколько стоит жизнь пассажира? 100 рублей штрафа для водителя и, максимум, полторы тысячи для того, кто послал неисправное авто на линию. Все остальное – на авось. Авось, пронесет, и сегодня колесо не отвалится... Или дверь не заклинит... Или не нагрянут с проверкой те, кто отвечает за порядок на улицах и обеспечивает сохранность жизни и здоровья пассажиров.

Сегодня водителям не повезло: проверка нагрянула. Вместе с представителями ГИБДД, прокуратуры, УФМС, Комитета по транспорту, налоговой инспекции и Роспотребнадзора в рейд по «маршруточникам» отправился корреспондент «Петербургского Часа пик».

Отваливающиеся пассажирские сиденья, намертво приваренные задние двери или, наоборот, прилепленные буквально клеем входные; отсутствие аптечек и огнетушителей, треснутые лобовые стекла… Водители, не только смутно представляющие свой маршрут, но и вовсе с трудом понимающие по-русски… Для большинства петербуржцев подобные условия перевозки пассажиров – вовсе не щекочущий нервы «рашен экстрим», а ежедневный маршрут на работу или домой.

Сразу скажем: о нашем рейде водители заранее не знали. То есть они, конечно, знали, что после серии страшных мартовских ДТП с участием маршрутных такси и после мощного пинка городской прокуратуры начались широкомасштабные проверки. Но когда и где именно появятся представители властей, маршруточники точно не знали. Ибо заранее свалили бы от всех своих кормушек вместе со всей своей рухлядью. Но не успели (см. фото).

Водитель не может открыть дверь

У нас сложилось впечатление, что даже отдел пропаганды УГИБДД, организовавший участие в рейде журналистов, остерегался утечки информации. Ибо нас пригласили прибыть к 10 часам утра, а проверки, как выяснилось, шли с 7 часов. Впрочем, и нам хватило.

Парковка у гипермаркета «Лента» на Дальневосточном проспекте. Здесь, по словам ревизора отдела перевозок Комитета по транспорту Елены Гуриной, «гнездо» некоего частного предпринимателя, буквально подмявшего под себя все вкусные маршруты от ближайших станций метро до ближайших «Лент». Каждую «Ленту» обеспечивают как минимум 7 маршруток этого предпринимателя. Во всех районах города, где есть эти гипермаркеты. Формально ИЧП может заниматься чем угодно, лишь бы не противоправным. Но Комитет по транспорту очень раздражает, что машины этого индивидуала ездят без договора с Комитетом и по неутвержденному им, Комитетом, маршруту. Как сказала Гурина, эта ситуация «очень заинтересовала прокуратуру».

Маршрутные такси на стоянке

Однако нас, в данном случае, интересовал не вопрос взаимоотношений чиновников и ИЧП, решившего зарабатывать буквально индивидуально, а вопрос безопасности тех, кого машины этого бизнесмена перевозят. А вот как раз с этим здесь не все в ажуре.

На наш обывательский взгляд, в такую машину просто страшно садиться: чуть ли не сквозные дыры в кузове, разболтанные сиденья, какой-то металлический мусор под ногами… Однако сотрудники Невского отделения УГИБДД, которые проводили проверку, лишь вздыхают: да, нарушения есть, но формально технически она исправна. Значит, может ездить. И, составив протокол о незначительных нарушениях, уходят.

Вообще, как заметили офицеры ГИБДД, с началом широкомасштабных проверок водители все-таки стали осмотрительнее. Как сказал один из инспекторов, «они теперь по три огнетушителя в машине возят. Только мы появляемся – они сразу огнетушители предъявляют».

Хотя проблема, разумеется, не только в них. Но, то ли район нам попался относительно благополучный, то ли первые рейды оказались довольно действенными, но то, что мы увидели за несколько часов, было, конечно, ужас, но не «ужас-ужас». С «липовыми» правами ни одного водителя за последние месяцы не попадалось. У миграционной службы тоже нет претензий: все проверенные водители оказались с действующей регистрацией. Ну и что, что водительские права у них выданы при царе Горохе и в другом регионе? Закон это не запрещает. Поэтому инспекторы с явным сожалением удаляются.

Представитель Невского ТУ Роспотребнадзора Сергей Дежуров тоже немного разочарован: ему интересно проверить соблюдение норм по организации труда водителей, но что на линии он может проверить: водитель явно соврет, что проходил медосмотр и спал на пуховой перине. А вот что у них реально на базе делается – вопрос. Надеемся, что только времени.

У ГИБДД тоже проблемы. Проверить автомобиль на маршруте инспекторы не имеет права – только на конечной стоянке. Поэтому следующее место проверки – кольцо маршруток на проспекте Солидарности. Однако застуканные нами на «месте преступления» водитель и кондуктор маршрутного автобуса (кстати, муж и жена), принадлежащего ООО «Сеть пассажирских перевозок», лично на вашего корреспондента произвели впечатление скорее неких «деточкиных», чем грязных воротил грязного маршруточного бизнеса.

Автобус с нарушениями

Автобус большой, чистенький, даже веник имеется. Зато не имеется аптечки, огнетушителя и не горит одна из лампочек. А это все – страшные нарушения, за что водитель штрафуется на 100 рублей, а его работодатель – от 800 до 1500 тысяч.

Несчастный водитель Виктор, имеющий водительский стаж аж в 37 лет, и его супруга (по совместительству – кондуктор) Елена, сама просидевшая за баранкой 33 года, только руками разводят: «Да вы лучше к «газелям» сходите, там вообще страшно сказать, что делается! Нашу-то махину «уложить» невозможно, даже если что не так. А лампочку мы заменим прямо при вас!».

Однако инспекторы ГИБДД неумолимы: отсутствие аптечки и огнетушителя – серьезные нарушения, машина снимается с линии. Виктор и Елена только крякают: а что мы домой принесем? Зря в 5 утра встали.

Оштрафованный водитель

В неформальной беседе Елена и Виктор, большую часть жизни проработавшие в Питере на общественном транспорте, по-своему описывают ситуацию: почему наши водители на хотят идти на маршрутки? Потому что здорово подняли план. Вот вам кушать хочется, и нашим детям тоже. Но русский парень за 3 рубля работать не будет. Мы все-таки себя уважаем и выбираем. Мы пришли в эту компанию, потому что она – честная. Здесь и за ремонт с плана списывают, и за прочие передряги. Без штанов не дадут остаться. Но как остальные работают – даже говорить не хотим.

И все-таки говорят: «На днях едем домой на маршрутке. Парень – явно азиатский гастарбайтер - за рулем засыпает. Мы его раз в бок, другой – все равно спит, лицом в руль. Сколько дней в месяц работаешь? – спрашиваем. Отвечает: 30! А вы говорите: аптечки нет…».

Салон автобуса-нарушителя

Однако солидарности между «нашими» и «не нашими» (пусть уж простят за такую нетолерантность) у водителей маршруток нет. Елена и Виктор, не скрывая, под диктофон рассказывают о ежедневных буднях: «Эти» постоянно правила нарушают. Недавно ДТП было, мы начинаем вызывать ГИБДД. Водитель на плохом русском: «Как ГИБДД? Какое ГИБДД? Если вызовешь, то водитель – труп, кондуктор – труп! Вот тебе ГИБДД! Страшно, но ездим».

Однако представители прокуратуры энтузиазма не теряют. Александр Прохоров, помощник прокурора Невского района, не скрывая, говорит, что проходящие сейчас совместные межведомственные акции – с одной стороны, конечно, показуха, но показуха действенная. Потому что факты налицо: водители и их хозяева начали наконец-то реально остерегаться проверок и пытаются, по крайней мере, соответствовать требованиям. К тому же задействован мощный стимул: внимание общественности. Чем больше будет неравнодушных пассажиров – тем надежней их собственная безопасность.

К мнению прокурора можно относиться, конечно, скептически, однако факты налицо: только за 18 дней страшного марта 2008 года произошло девять ДТП с участием маршрутных такси, десятки пострадавших, двое погибших. С тех пор, как ситуация получила широкую огласку и соответствующие службы, в том числе прокуратура города и УГИБДД, перестали расценивать проблему как сугубо внутриведомственную и вылезли, условно говоря, из своих мундиров, аварии с маршрутками практически прекратились. Хочется надеяться, что навсегда.

Марина Бойцова, «Петербургский Час пик», специально для Росбалт-Петербург