Posted 17 июля 2008,, 11:08

Published 17 июля 2008,, 11:08

Modified 1 апреля, 21:27

Updated 1 апреля, 21:27

Дело Чахмахчяна: и справка из ЖЭКа не помогла

17 июля 2008, 11:08
Экс-сенатор от Калмыкии Левон Чахмахчян приговорен к 9-ти годам тюрьмы за хищение $1,5 млн у авиакомпании "Трансаэро". Сам он заявил, что его дискредитировали, адвокаты намерены приговор обжаловать.

В четверг завершился закрытый процесс Мосгорсуда над бывшим членом Совета Федерации от Калмыкии Левоном Чахмахчяном. Он был признан виновным в получении мошенническим путем $300 тыс. от председателя совета директоров авиакомпании «Трансаэро» Александра Плешакова. Эти деньги экс-сенатор требовал за улаживание проблем «Трансаэро» со Счетной палатой. Чахмахчяна признали виновным по всем пунктам и приговорили к девяти годам тюрьмы.

Левона Чахмахчана можно назвать человеком старой партийной закалки. Он окончил Высшую школу ЦК КПСС, потом начал подниматься по иерархической от лестнице – от помощника первого секретаря ЦК Компартии Армении до заведующего сектором идеологического отдела в аппарате ЦК КПСС. В 1996 году Левон Чахмахчян руководил избирательной кампанией кандидата в президенты РФ Святослава Федорова, а в 2002 года возглавил Российскую партию самоуправления трудящихся. Фамилию Чахмахчяна можно было часто встретить на страницах газетах, в рубриках, где публикуются поздравления со знаменательными датами различных заметных персон. Чахмахчян поздравлял многих, но чаще других президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова. Именно от Калмыкии в 2004 году Чахмахчян и стал сенатором.

В Совете Федерации он не проработал и двух лет, как в 2006 году был задержан сотрудниками ФСБ РФ. Этой операции предшествовала история, связанная с компанией «Трансаэро». По версии следствия, аудитор Счетной палаты (СП) РФ Владимир Пансков проводил проверку Внуковской, Домодедовской и Шереметьевской таможен на предмет уплаты налогов и таможенных пошлин. В результате ему удалось выявить факт неуплаты авиакомпанией «Трансаэро» таможенных платежей на $300 млн за ввезенные через Домодедовскую таможню «Боинги». Был составлен соответствующий акт. А вскоре к руководителю «Трансаэро» Александру Плешакову обратились некие посредники с весьма заманчивым предложением – они пообещали уладить все проблемы с СП, если он уплатит Чахмахчяну $3 млн. Как объяснили визитеры, эти деньги пойдут в СП через зятя сенатора, Армена Оганесяна, работавшего помощником аудитора СП Михаила Суркова. В результате длительных переговоров с участием различных посредников «цену вопроса» удалось понизить до $1,5 млн. Впрочем, все эти торги уже проходили под контролем сотрудников ФСБ РФ, к которым обратился г-н Плешаков.

Как выяснили следователи, руководитель «Трансаэро» дважды лично встречался с Чахмахчяном и обсуждал весь механизм выплаты денег. Было решено, что $300 тыс. сенатор получит наличными, а остальные $1,5 млн поступят на указанные Чахмахчяном счета различных фирм. Эти структуры, по версии следствия, были созданы Арменом Оганесяном и главным бухгалтером Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества (АРАДЕС) Игорем Арушановым. Деньги «Трансаэро» должна была перевести в однодневки по фиктивным контрактам о проведении для авиакомпании рекламной кампании в Ереване.

Первая часть сделки была намечена на 2 июня 2006 года. В этот день в офис «Трансаэро» прибыли Левон Чахмахчян и Игорь Арушанов. После беседы с Александром Плешаковым они вышли на улицу. При этом г-н Арушанов нес собой портфель, в котором,дежурившие у офиса сотрудники ФСБ РФ обнаружили $300 тыс., помеченных специальным раствором. Арушанов, а следом за ним и Оганесян были сразу арестованы. Чахмахчяна отправили за решетку лишь полгода спустя, после того как хурал Калмыкии отозвал его из Совета Федерации.

Слушания над обвиняемыми проходили в закрытом режиме, поскольку в уголовном деле содержались материалы с грифом «совершенно секретно». Однако некоторые подробности процесса стали известны. В частности, г-н Чахмахчян изложил судьям свою версию произошедшего. По словам сенатора, «Трансаэро» заинтересовала возможность вступления в Ассоциацию российско-армянского делового сотрудничества (г-н Чахмахчян является первым вице-президентом АРАДЕС), поскольку авиакомпания начала осуществлять перелеты в Ереван. Во время встречи в офисе «Трансаэро» стороны якобы обсуждали возможности подписания договоров на проведение рекламной кампании в Армении. По окончании беседы, как рассказал Чахмахчян, Плешаков попросил Игоря Арушанова забрать портфель. Решив, что внутри находятся сувениры, его взяли.

«Я думал, что Плешаков действительно был заинтересован в сотрудничестве, а на самом деле он участвовал в спецоперации ФСБ РФ, с целью дискредитации действующего сенатора», - заявил судьям Чахмахчян.

Адвокаты обвиняемого попросили признать его невиновным и предоставили положительные характеристик Чахмахчяна от властей Калмыкии, посольства Армении, депутатов Госдумы и т.д. На это гособвинитель Сергей Дубинский парировал: «Все характеристики куплены, за исключением справки из ЖЭКа, с учетом которой я потребовал для Чахмахчяна не 10, а девять с половиной лет лишения свободы».

В результате Мосгорсуд признал экс-сенатора виновным в мошенничестве и приговорил к девяти годам тюрьмы. Армен Оганесян и Игорь Арушанов осуждены на 8 и 7 лет заключения в колонии общего режима соответственно.

Адвокаты Чахмахчяна уже назвали приговор «незаконным и необоснованным» и пообещали обжаловать его в ближайшее время. По словам защитников, они будут добиваться, чтобы новый процесс был открытым.

Дела в отношении двух посредников, участвовавших в переговорах о сумме взятки, выделены в отдельное производство.

Александр Шварев