Posted 17 июля 2008,, 12:23

Published 17 июля 2008,, 12:23

Modified 1 апреля, 21:27

Updated 1 апреля, 21:27

Крым разрушают и распродают под обещания "туристского рая"

17 июля 2008, 12:23
В ночь на четверг рухнула самая высокая башня знаменитой Генуэзской крепости в Балаклаве. Простояв несколько веков, выдержав штормы и ураганы, она не вынесла равнодушия украинских чиновников. Эта трагедия – тревожный сигнал для всего Крыма.

17 июля Крым потерял одну из своих главных достопримечательностей – под утро рухнула самая высокая башня знаменитой Генуэзской крепости в Балаклаве. Простояв несколько веков, выдержав штормы и ураганы, она не вынесла равнодушия украинских чиновников. Трагедия в Балаклаве – тревожный сигнал для всего полуострова.


Генуэзская крепость в Балаклаве, строительство которой началось еще в XIV веке, – один из символов Крыма, наряду с "Ласточкиным гнездом" и памятником затопленным кораблям в Севастополе. Как известно, в советские времена Балаклава была закрытой военной базой – внутри одной из гор был оборудован секретный завод для ремонта подводных лодок. После распада Союза и раздела Черноморского флота завод достался Украине и был разворован. Впрочем, ходовых подводных лодок у ВМС Украины за эти годы так и не появилось.

Оценив курортные достоинства Балаклавской бухты, чиновники решили вынести оттуда все военные объекты и превратить ее в туристический центр. В связи с этим вспомнили, что Балаклаву описывали еще древние греки, а потому оперативно была "назначена" дата 2500-летия городка, под которую из Киева «выбили» деньги, провели косметическую реконструкцию набережной и тут же с размахом отметили торжество. Уничтоженный секретный завод переименовали в «Музей холодной войны» и стали водить туда туристов. Однако главной достопримечательностью города оставалась Генуэзская крепость.

Первоначальный расчет на принцип «дешево и сердито» оправдался: туристы стали приезжать в Балаклаву, земля резко подорожала, чиновники получили выгоду – теперь с ними нужно было договариваться о выделении участков. В последний год в Балаклаве вообще начался строительный бум – одной из киевских фирм даже разрешили под предлогом реконструкции снести стоявший на набережной дом, где в свое время жила поэтесса Леся Украинка.

Параллельно с этим было объявлено и о реставрации Генуэзской крепости. С 2004 года по зиму 2008-го башни стояли в строительных лесах. Впрочем, когда работы завершились, местные жители заметили трещины и дыры в стенах крепости. А минувшей ночью, когда на Крым обрушился ливень и шквальный ветер, самая высокая башня крепости рухнула. Так Балаклава потеряла свою главную достопримечательность.

Украинские государственные мужи, вне всякого сомнения, сейчас начнут искать виновных и перекладывать ответственность друг на друга: на авторов проекта реконструкции, на фирму-подрядчика, на проводящее неподалеку работы рудоуправление, на городскую канализацию, чьи стоки уже несколько месяцев подмывали грунт под крепостью и т.д. Однако, итог один: средневековая башня разрушена. И, даже если ее восстановят, это уже будет "новодел".

Между тем, ситуация в Балаклаве – глубоко симптоматична для всего Крыма. И прежде всего, для соседнего Севастополя, откуда Киев выдавливает российский флот, чтобы потом заняться дележом оставшейся земли и причалов. Как и Балаклаву, некогда закрытый военный город обещано превратить в курортный центр. Однако на деле пляжи зарастают мусором, проходы к ним застраиваются коттеджами, а заповедники отдаются в частные руки.

Следует отметить, что, по данным риэлтерской компании «Недвижимость-Ялта», сегодня жители полуострова приобретают только 5% объектов, строящихся на южном крымском побережье. Вся остальная недвижимость скупается россиянами или жителями городов-миллионников Украины.

Однако самое ужасное для Крыма - еще впереди. В Киеве уже открыто озвучивают планы на ближайшие годы: застроить элитными коттеджами заповедные земли в Крымских горах. У экологов от этого волосы встают дыбом: именно здесь, в горных лесах, находится «водосборник» полуострова, и его уничтожение в перспективе приведет к гибели Южного берега Крыма.
Однако девелоперов это не смущает. По их расчетам, виллы в бывшем заповеднике будут стоить 2-3 миллиона долларов – значительно дороже, чем продающиеся сейчас в Ялте и Алуште.

Сергей Терентьев