Posted 25 июля 2008,, 14:16
Published 25 июля 2008,, 14:16
Modified 1 апреля, 21:20
Updated 1 апреля, 21:20
В этом месяце Рижский электромашиностроительный завод (РЭЗ) отмечает 120-летие. Предприятие, основанное в XIX веке с участием российского капитала, сегодня снова принадлежит россиянам. Глава РЭЗа Григорий Успенский накануне юбилея рассказал в интервью «Росбалту» об истории производства, о его современных реалиях и планах на будущее, наглядно показав, что при грамотном подходе, бизнесу не могут помешать ни границы, ни политики, ни даже экономические потрясения в отдельно взятой стране.
Не галошами едиными...
- Григорий Олегович, какие бы вы выделили основные этапы в истории завода, чтобы проследить преемственность одного из старейших производств на территории Латвии?
- Завод был основан в 1888 году, как российско-французское товарищество «Проводник», которое занималось производством резино-технических изделий. В свое время это было крупнейшее в Европе резино-техническое производство, к 1913 году здесь работали около пятнадцати тысяч человек и производилось огромное количество продукции. Так, в 1897 году оборот предприятия составлял более 10 млн руб. Очень большие объемы имело производство резиновых галош, которых продавалось более 6 млн пар в год, при этом наряду с этим ходовым товаром на заводе изготавливались и резиновые шины для автомобилей «Руссо-Балт», линолеум, другие изделия.
Во время Первой мировой войны завод был эвакуирован, и второе рождение он получил уже после Второй мировой войны. В 1946 году по постановлению Совета министров СССР здесь был основан уже непосредственно Рижский электромашиностроительный завод. Сначала оборудование, техническая документация, а также часть специалистов были сюда привезены с московского завода «Динамо». Так было основано в Риге электротехническое производство. В советское время завод получил бурное развитие. Это было одно из крупнейших в министерстве электротехнической промышленности СССР производственных объединений. Непосредственно в Риге работали около восьми тысяч человек, плюс в трех филиалах (самый крупный в Резекне) трудились еще четыре тысячи работников.
Завод имел несколько производств, основным из которых являлось производство стиральных машин. Их было выпущено в общей сложности более 12 млн штук. Другими направлениями деятельности были производство электрооборудования для электропоездов, для пассажирских вагонов локомотивной тяги, для электропогрузчиков. Предприятие выпускало магнитные пускатели (в свое время экспортировались в 70 стран мира), причем по большинству из перечисленных направлений завод был монополистом в Советском Союзе. Кроме того, в составе производственного объединения «РЭЗ» функционировал единственный в СССР завод порошковой металлургии.
После развала СССР РЭЗ пережил тяжелый период, был утрачен ряд производств. Сейчас завод специализируется на производстве электрооборудования для электропоездов и электрооборудования для пассажирских вагонов локомотивной тяги.
Смена времен и хозяев
- Как удалось пережить заводу тяжелые времена начала 90-х годов прошлого века и не пополнить список обанкротившихся производств?
- Наверное, в этом все-таки заслуга бывших собственников, которые сумели сохранить производственный потенциал предприятия. Несмотря на то, что многие направления были утрачены, в целом, РЭЗ остался предприятием полного цикла, который начинается с литейного производства и заканчивается аппаратным производством для окончательной сборки изделий.
- Когда на РЭЗ пришел российский капитал, и что с тех пор изменилось на заводе?
- На завод мы пришли в конце апреля 2006 года. Тогда здесь работали около 750 человек, средняя зарплата была 230 латов в месяц до уплаты налогов, объемы производства были довольно небольшими. За два года нам удалось увеличить объемы производства по разной номенклатуре в 2,5-3 раза, численность работающих выросла до 1450 человек, средняя зарплата у нас в первом полугодии 2008 года составила 625 латов. Таковы основные показатели.
- Что стоит за этими цифрами, как удалось добиться таких показателей?
- Во-первых, удалось расширить свое присутствие на российском рынке, потому что основными потребителями нашей продукции являются российские производители пассажирского подвижного состава. Это Демиховский машиностроительный завод, который выпускает электропоезда, и Тверской вагоностроительный завод, выпускающий пассажирские вагоны локомотивной тяги. Во-вторых, конечно, сыграли роль инвестиции. 30 млн евро – таков планируемый объем инвестиций на пять лет. Средства вкладываются в два основных направления: первое – техническое перевооружение производства и внедрение новых технологий, второе – расширение продуктовой линейки и освоение выпуска новых изделий. По первому направлению мы уже сейчас инвестировали около 3 млн евро. Это, в первую очередь, закупка оборудования, обрабатывающих центров с ЧПУ, чтобы уйти от квалифицированного ручного труда. И дальше будем модернизировать производство – на это уйдет примерно 20 млн евро из 30-ти. По второму направлению будем стараться выйти на другие сегменты рынка, такие, например, как городской транспорт – трамваи, троллейбусы и метро. Кроме того, намечено освоение производства асинхронных тяговых двигателей и, соответственно, выход на западный рынок. Это одно из приоритетных направлений развития. Первые опытные образцы новой продукции мы планируем получить уже в следующем году.
Работа вне политики
- Насколько остра для вас проблема дефицита кадров, о которой сегодня много говорят в Латвии? Как вы ее решаете?
- Мы принципиально решили вопрос с квалифицированными рабочими и специалистами среднего звена. Здесь большую роль сыграл, во-первых, уровень заработной платы, а, во-вторых, стабильность выплат. С этим у нас все в порядке. Несколько меня волнует недостаток молодых кадров в конструкторских и технологических подразделениях, в остальном ситуация нормальная.
- Как бы вы оценили высказывания некоторых латвийских политиков об угрозе для Латвии со стороны все больше проникающего в страну российского капитала?
- Я не понимаю, чем отличается российский капитал от, например, европейского капитала? Принципиальной разницы не вижу. И как он может повредить латвийской экономике, мне тоже не понятно. Вот мы повредили? Приняли дополнительно семьсот рабочих, повысили зарплату, платим налоги, причем немаленькие. О какой угрозе идет речь? Мы не ставим перед собой никаких политических целей, мы работаем.
Кризис не помеха
- Как отразилась на вашем производстве нынешняя ситуация в экономике Латвии, которую кто-то называет кризисом, другие просто спадом?
- На нашем производстве это отразилось в меньшей степени, потому что мы экспортно ориентированы. Может быть, экономический спад в стране даже несколько нам поспособствовал с точки зрения привлечения квалифицированных кадров – все больше людей оказываются на рынке труда и нам под эту марку проще выбирать себе специалистов. Меня больше волнует не кризис как таковой, а рост цен на энергоносители. Потому что у нас достаточно энергоемкое производство и рост цен довольно негативно действует на эффективность производства.
- На латвийском рынке какая-то ваша продукция остается?
- Мы сотрудничаем с вагоностроительным заводом – делаем для них определенную номенклатуру по литью. Если они начнут выпуск электропоездов, у нас есть предварительные договоренности, что мы вместе будем этим заниматься.
- Кто сегодня официально является владельцем РЭЗа?
- Сейчас у завода несколько акционеров, самый крупный из которых – российский «ЭДС-Холдинг».
- Французы не проявляют исторического интереса к предприятию?
- К сожалению, пока нет. Но когда освоим новую продукцию, будем выходить и на Францию тоже, тогда и посмотрим.
- Как планируете отметить юбилей?
- Достаточно масштабно. Намечен ряд мероприятий, как на заводе, так и за его пределами. У нас будет праздничный концерт с участием известных исполнителей, имена которых пока открывать не буду. Пусть это станет сюрпризом для работников.
- А премии работники получат?
- Лучшие – обязательно.
Беседовал Евгений Павлов