Posted 10 февраля 2009,, 15:48

Published 10 февраля 2009,, 15:48

Modified 1 апреля, 18:55

Updated 1 апреля, 18:55

Кровь Пушкина

10 февраля 2009, 15:48
В очередную годовщину смерти Пушкина петербургские ученые заявили, что находятся на пороге сенсационного открытия, прямо связанного с трагической смертью великого поэта, а политики увидели в этом факте лишний повод напомнить о себе.

Очередная годовщина смерти великого поэта вновь подтвердила расхожую фразу о том, что Пушкин - "наше всё". Петербургские ученые заявили, что находятся на пороге сенсационного открытия, прямо связанного с трагической смертью поэта, а политики увидели в этом факте лишний повод напомнить о себе.

Cостоявшееся накануне в музее-квартире Пушкина на Мойке, 12, заседание научной общественности вызвало большой интерес прессы. Не удивительно: специалисты объявили о том, что, возможно, найден новый предмет, имеющий непосредственное отношение к последним дням жизни Александра Сергеевича.

Напомним, что 10 февраля 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки, состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, в результате которой Пушкин был смертельно ранен. Спустя два дня поэт скончался. Дуэль была спровоцирована анонимными письмами, намекавшими на любовную связь между женой Пушкина и Дантесом.

Более семидесяти лет одним из экспонатов рабочего кабинета Пушкина был старый кожаный диван работы русских мастеров. Экскурсоводы всегда отмечали, что на точно таком же умирал поэт, получивший смертельное ранение во время дуэли с Дантесом.

Заведующая Мемориальным музеем-квартирой А.С. Пушкина Галина Седова долгое время пыталась найти ответ на вопрос, почему Эрмитаж передал именно этот диван музею-квартире в 1937 году. Было известно, что ранее он принадлежал семье Философовых. Благодаря тому, что прежний владелец дивана работал в Эрмитаже ученым секретарем, этот предмет интерьера и оказался в запасниках главного музея страны, причем ни разу не подвергался реставрации.

Галина Седова уверена в том, что диван не мог находиться в гостиной или в столовой. Он мог стоять только в кабинете. И если действительно Философовы в свое время получили этот диван от семьи Пушкина, то это именно тот диван, который стоял когда-то в кабинете поэта, говорит музейный работник. Настойчивость хранителей музея-квартиры Пушкина, в конце концов, вылилась в проведение весьма своевременной экспертизы.

"Как много нам открытий чудных готовит просвещенья дух..." Эти слова поэта просто не могли не прозвучать из уст начальника областного бюро судмедэкспертизы, профессора Юрия Малина. По его данным, на диване, находящемся в музее-квартире Пушкина, обнаружены следы крови, принадлежавшей мужчине. Исследование началось в сентябре прошлого года. «Когда я посмотрел на диван, увидел многочисленные трещины, утрату поверхностного слоя. Поэтому я оценил шанс найти что-либо — менее 1%», — отметил ученый.

Всего специалистами было взято 27 проб, и только в одной из них были обнаружены остатки крови. После этого судмедэксперты определили, что кровь принадлежала человеку мужского пола. Возраст кровяных следов определить очень сложно, но специалист уточнил, что пятно - очень старое. Также в следах крови был обнаружен антиген «А», что указывает на принадлежность крови ко второй или четвертой группам.

По словам Малина, исследования продолжаются. Теперь судмедэксперты будут сопоставлять образцы крови с дивана и с жилетки (на которой также есть пятна крови) Пушкина, в которой он находился во время дуэли. О сроках окончания работы пока сказать сложно: этот эксперимент является уникальным. Только если образцы крови на диване и на жилетке совпадут, специалисты смогут твердо заявить о том, что диван из музея-квартиры Пушкина действительно принадлежал великому поэту.

Пока же на это указывает еще одно косвенное доказательство. Во время своих экспериментов судмедэксперты нашли в своих рядах человека, схожего с Пушкиным по антропометрическим параметрам. Они наложили ему повязку на то же место, в каком она была у раненого поэта. После этого испытуемого положили на такой же диван. В результате положение «пятна крови» испытуемого в точности совпало с местом обнаружения крови на диване в музее.

Современная наука смогла опровергнуть и одну из версий, нередко тиражируемых в СМИ. Согласно ей, Пушкин мог бы выжить, если бы после дуэли его привезли не в квартиру, а в госпиталь Военно-медицинской академии. Результаты исследования убедительно продемонстрировали, что низкий уровень медицинской науки середины XIX века делал обращение в больницу пустой формальностью.

«В то время уровень помощи, которую могли оказать в госпитале, не превышал помощь, которую оказали поэту домашние врачи. Доктора, посещавшие Пушкина, сделали все необходимое», - подчеркивает Малин. Таким образом, друзьям Пушкина, увы, действительно не было смысла везти поэта в госпиталь сразу после дуэли.

Бурные протесты научной общественности на вчерашнем собрании вызвала сама постановка вопроса о возможном "клонировании" Пушкина в связи с наличием образцов его ДНК. "Восстанавливать биоматериал из прошедших времен не имеет смысла. Клон все равно будет отличаться от своего прототипа", - заявил Юрий Малин. При этом он отметил, что в вопросах клонирования полностью разделяет позицию Русской православной церкви и относится к этой идее так же отрицательно. «Чтобы появился Пушкин, нужна воля Господа», — заключил судмедэксперт.

А вот лидер скандально известной организации "Коммунисты Петербурга и Ленобласти" Сергей Малинкевич считает, что клонирование Пушкина может быть оправданным шагом. По его словам, клонировать великого поэта можно только потому, что его жизнь была прервана слишком рано и намеренно. "А вдруг эта процедура даст нам, если не Пушкина, то человека сравнимого с его гением? Тогда Россия компенсирует горечь утраты", - предположил политик.

По мысли Малинкевича, в случае успеха "новый Пушкин" возглавил бы борьбу за нравственность и подлинность культуры, он был бы "дубинкой" для массовой культуры, которая губит наше общество. "Хотя в советское время Пушкину было бы комфортнее, чем сейчас. В политическом плане ему было бы "душновато", но развитая духовная жизнь народа ему бы понравилась", - рассуждает глава "Коммунистов Петербурга и Ленобласти".

Отметим, что сегодня центральный комитет межрегиональной организации "Коммунисты Петербурга и Ленобласти" опубликовал заявление, в котором смерть Пушкина была названа заговором гомосексуалистов Дантеса и Геккерна и реакционных сил двора Николая I, подтолкнувших поэта к смертельному поединку. "Дантес был в железной кольчуге, что заранее предопределило исход дуэли", - предположили коммунисты. Они потребовали от президента Франции Николя Саркози принести России официальные извинения за убийство великого русского поэта.

Есть, впрочем, и другой, более реалистичный подход к популяризации личности Александра Пушкина. Его суть проста: чтобы сделать поэта близким ныне живущим россиянам, достаточно придать новое звучание его творчеству.

"В период, когда Пушкин жил и создавал свои произведения, он был, безусловно, современен по форме (не говоря о содержании). Если бы ему случилось оказаться в XXI веке, стать нашим современником, ему пришлось бы принять те культурологические, семантические, социальные формы, которые имеют место сейчас. И в этом случае он мог бы стать необычайно современным и, бесспорно, новаторским явлением", - говорит поэт и музыкант Дмитрий Панов.

По его словам, проблема восприятия Пушкина на всем протяжении XX и в начале XXI века - это клишированность подачи информации о нем. То есть, любое упоминание о поэте является для обывателя чем-то априори классическим, затвердевшим, неживым. В то время как творчество Пушкина и по сей день - это абсолютно живая субстанция, способная удивлять и адаптироваться к реалиям нынешнего времени.

Филипп Мостоцкий