Posted 28 февраля 2009,, 16:42

Published 28 февраля 2009,, 16:42

Modified 1 апреля, 18:43

Updated 1 апреля, 18:43

"Пушки – забота королей"

28 февраля 2009, 16:42
Латвийский исследователь Юрий Мелконов разыскивает и пытается спасти памятники военной истории на берегах Балтики. Вместе с коллегами он призывает президента России, общественность и власти Санкт-Петербурга сохранить уникальные орудия, находящиеся на Ржевском полигоне.

Осенью прошлого года в балтийском военно-историческом журнале BALTFORT были опубликованы обращения к президенту России Дмитрию Медведеву исследователей из Латвии, России и Украины, в которых они выражали озабоченность судьбой уникальных артиллерийских установок, находящихся на Ржевском полигоне в Ленинградской области.
Главный редактор журнала BALTFORT и автор одного из писем главе российского государства Юрий Мелконов в интервью «Росбалту» рассказал о результатах переписки с Дмитрием Медведевым и о том, какое значение имеет сохранение памятников военной истории.

(Член Международной ассоциации писателей и публицистов, автор книг «Батареи Моонзунда» и «Пушки Курляндского берега», Юрий Мелконов более пятнадцати лет занимается изучением, восстановлением и сохранением для потомков военно-исторического наследия)


– Ваша основная деятельность направлена на изучение объектов береговой обороны. Много ли еще в Латвии «белых пятен» в этой области военной истории?

– «Белых пятен» достаточно много, хотя береговая оборона в Латвии четко концентрируется в нескольких местах. Интересна Лиепая, со своей историей Первой и Второй мировых войн, а также советского периода. Второй пункт – Вентспилс. Там нам удалось найти береговую батарею, о которой в самом городе и не знали. Она была построена в 1940 году по договору между Латвией и Советским Союзом. Мы даже провели там субботник, чтобы привлечь внимание общественности и показать, что сохранение таких объектов – возможный и нормальный процесс.

Серьезные объекты находятся на берегах Ирбенского пролива. Это батарея на Лужне, батарея на Краснофлотской и открытая недавно батарея в устье реки Ирбе. Там получается уникальный природно-исторический парк, где есть фундаменты орудий, остатки узкоколейки, что шла по берегу Ирбенского пролива. Там сохранились даже здания железнодорожных станций, старинный развалившийся мост – место просто исключительное. Ну и, конечно, Рига – здесь тоже немало интересного. Береговая оборона – это слишком дорогое удовольствие, и ее строили только там, где были крупные военно-морские базы или требовалась защита проливов.

– Какие задачи вы ставите в своей исследовательской работе?

– Мы находим батарею, стараемся выяснить ее судьбу – кем и когда построена, кто на ней служил, под чьим командованием. Проблема в том, что такие береговые батареи, как в Лиепае и Риге, практически не описаны в исторической литературе. Если мы имеем очень серьезные исследования по Санкт-Петербургу, Таллину, Финляндии, то Рига – практически «белое пятно». Все данные о строительстве береговых сооружений Риги находятся в разных архивах. Половина – в Военно-историческом музее артиллерии в Санкт-Петербурге, вторая половина – в Военно-историческом архиве в Москве. По строительству крепости в Либаве (Лиепае) нет ни одного серьезного исторического труда, за исключением нескольких статей. Все остальное – полевые исследования.
У общества особого внимания к этому вопросу нет.

– А у государства?

– У государства должно быть внимание. К примеру, на Западе никого не нужно убеждать, зачем сохранять старый форт. Если таковой имеется в городе, это считается даром божьим – есть объект, который будет привлекать туристов, кормить город. Задача горожан только в том, чтобы содержать памятник в надлежащем виде. Технология давно отработана: город приводит исторический объект в порядок, в определенной мере реконструирует, а дальше вокруг него обустраивается туристическая инфраструктура.

В Латвии по береговым крепостям ничего этого не происходит. В Лиепае с огромным трудом что-то делает группа энтузиастов. В Вентспилсе единственное, чего мы добились, – дума сохранила территорию, где были расположены батареи, как культурно-историческую часть. До нашего субботника эта территория уже шла под застройку коттеджами.
Берег Ирбена весь продан частникам, весь разворован, даже уникальные пушки, которые там были, в 1996 году разрезаны на металлолом. Ирбен являет собой яркий пример того, как не надо делать.

Вопиющий пример ничегонеделания – Рига. Не определено методически и исторически, какие объекты здесь надо выделить. А ведь береговая оборона города строилась с двух берегов Даугавы – в Болдерае и на Мангальсале. Там было порядка 25-ти батарей.
Есть уникальный фортификационный объект европейского значения, находящийся в хорошем состоянии, – Даугавгривская крепость. Это еще один фантастический пример бездеятельности Рижской думы. Крепость отдана в аренду фирме, которая 15 лет ничего не делает, кроме имитации реставрации. Единственное, за что можно им сказать спасибо, так это за то, что они эту крепость охраняют и дорожки подметают. Ну, не может частная фирма реконструировать объект европейского значения – это абсолютно неправильный подход.

На Мангальсале первые береговые батареи начали строить в 1875 году, когда Россия вышла из Крымских ограничений. Там сохранились уникальные артиллерийские позиции. В период Первой мировой войны здесь тоже было много чего построено – но ничего не систематизировано. Украдена даже брусчатка с улицы Мангальсала! На городской карте это просто лес. Мы там нашли доты латвийской армии, построенные в 1928 году. Написали письмо в Министерство обороны Латвии и получили дежурный ответ об отсутствии денег. История Латвии не сохраняется.

– А разве в Латвии нет разделения на «правильную» и «неправильную» историю?

– Мне приходилось слышать слова, что это не наша, а русская история, и звучали они в разных вариантах. Но я в подобных дискуссиях приводил такой аргумент: Домский собор, построенный рыцарями Ливонского ордена, – это история Германии или Латвии? Хорошо, а почему тогда не cохраняется, как памятник истории, чисто латвийский дот? И таких примеров достаточно много. Все, что находится на этой земле, – это история Латвии. Да, так случилось, что здесь были и поляки, и немцы, и шведы, и русские.
А вообще, на подобные замечания мы стараемся особого внимания не обращать. Мы занимаемся своими поисками и исследованиями, и могу сказать, что очень много латышей интересуется тем, что мы делаем.

– Какие открытия вам удалось сделать в последнее время?

– В декабре прошлого года в Саласпилсе были найдены шесть старинных пушек – их выкопали из земли при строительстве стадиона. Пушки были переданы в местный музей. Мы, как общественная организация, устроили субботник – очистили эти орудия, вскрыли информацию, которая на них была нанесена – номера, годы изготовления. Интереснейшая информация!

На одной пушке написано – «Пермский завод» и рядом слово «Андреевский». Оказывается, это фамилия управляющего в то время металлургическим производством завода. На другой пушке указан «Александровский завод». Стали искать, оказалось, что он находится в Петрозаводске, основан еще Петром Первым. Там отливались пушки для обороны Севастополя.
Я был в английском Портсмуте, так там, в форте Нельсон, стоят захваченные англичанами во время Крымской войны русские пушки Александровского завода. Они их сохраняют как драгоценное яичко.

Здесь же получилось так: мы, почистив находки, написали письмо в Саласпилсскую думу с просьбой принять меры к сохранению уникальных экспонатов, но получили банальный ответ о том, что в бюджете денег нет. Сегодня эти пушки валяются в музее, сваленные в кучу. При том, что музей уже получил два письма – из Петрозаводска и из Перми – с просьбой продать им уникальные экспонаты. У нас же никто не знает, что с ними делать...

– Обеспокоенность исследователей из разных стран вызвала и судьба пушек на Ржевском полигоне под Петербургом. Прислушался ли президент Дмитрий Медведев к вашим обращениям?

– Сохранение пушек – это не тема для районных политиков, пушки – это забота королей, первых лиц государства. Поэтому мы и обратились по поводу пушек на Ржевском полигоне именно к президенту страны. Это самые большие пушки в России, и судьбу их должно решать первое лицо государства. Так было всегда во всемирной истории.

305-миллиметровая артустановка, находящаяся на Ржевском полигоне, была построена в 1914 году. Вторая – калибром 406 мм – создана в 1940 году, и оба этих орудия успешно использовались при обороне Ленинграда. Потом они длительное время стояли без дела, пока часть территории полигона не решено было отдать под строительство коттеджей. Это дало повод для беспокойства и обращения к президенту России, который дал поручение рассмотреть этот вопрос.
У нас уже есть ответы от Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ и от Управления по воспитательной работе, где говорится, что эти пушки будут переданы Музею артиллерии в Санкт-Петербурге.

Хотелось бы, пользуясь случаем, обратиться и к петербургской общественности. Ведь без поддержки жителей города и администрации здесь не обойтись, так как средств на восстановление орудий и включение их в музейную экспозицию требуется немало. Хочется, чтобы общественность Санкт-Петербурга не стояла в стороне от этих вопросов, а способствовала их решению. Это объекты, я бы сказал, мирового значения, поскольку пушек такого калибра в мире не так много.

– Пушки – не единственная тема, которой вы занимаетесь?

– Недавно на дне Рижского залива дайверы нашли самолет. Оказалось, что это американский бомбардировщик «Бостон», принадлежавший Первому Гвардейскому минно-торпедному полку Балтийского флота. Торпедоносец был подбит осенью 1943 года в районе Ирбенского пролива и упал в море в районе Вецаки. По найденным картам из обгоревшего планшета летчика нам удалось восстановить маршрут полета. Мы знаем фамилии членов экипажа этого самолета. Из Тамбова, с родины командира – капитана Летуновского – получили его фотографию.
Выяснилось, что экипаж не погиб, а был спасен латвийскими рыбаками. Летчики попали в плен к немцам, и сегодня мы даже располагаем протоколами их допросов, которые получили из Германии. Это были настоящие герои. Командира Летуновского и штурмана Дьяченко фашисты расстреляли.

Нам помогают псковские поисковики, подводники клуба «Батискаф», которые, собственно, и обнаружили этот самолет, и много других энтузиастов военной истории из разных стран. Бомбардировщик «Бостон» находится на глубине 20 метров, и, возможно, встанет вопрос о его подъеме. А к 9 мая планируем завершить работу по установлению контактов с родственниками всех членов экипажа. Капитан Летуновский – из деревни Летуновка Тамбовской области, штурман Дьяченко – из Киева, а бортовой стрелок Кузьмин – родом из Нижнего Новгорода.

Историческое сообщество не знает границ. История России одинаково дорога как россиянам, так и соотечественникам, проживающим за рубежом. Поэтому мы будем стремиться ее сохранять.

Беседовал Евгений Павлов. Рига