Posted 22 июня 2009,, 12:22

Published 22 июня 2009,, 12:22

Modified 1 апреля, 17:37

Updated 1 апреля, 17:37

Третьяковка собрала "русских американцев"

22 июня 2009, 12:22

МОСКВА, 22 июня. Третьяковская галерея открыла на Крымском Валу одну из главных выставок сезона. Самое интересное на ней — картины мало известных американских художников, рожденных в России, пищут "Ведомости".

Очевидно, что над названием выставки «Американские художники из Российской империи» долго думали, но вышло все равно не очень точно. У сорока ее героев-художников судьбы были настолько разные, что в общее название всем не вписаться, да и творчески они представляют такие разные течения, что с трудом уживаются в одном пространстве.

Для одних место рождения ничего не определяло. Марк Ротко — классик американского искусства, жил в Америке с десяти лет, а то, что он еврей, родившийся в Латвии, никак не влияет на восприятие его картин, где весь нескучный сюжет — напряженные или нежные взаимоотношения цветовых пятен.

Других художников выставки никак не назовешь американскими. Борис Григорьев сбежал из России вскоре после революции уже признанным, европейского склада мастером острого, на грани гротеска, рисунка. Америка была только пунктом его многочисленных путешествий. На выставке — одна из лучших его картин из большой и резкой (и по рисунку, и по отношению к моделям) серии «Лики России», хорошо известной по недавним громким аукционным продажам.

Совсем уж в тему не попадает Осип Цадкин: вписанный в мировую историю искусств как французский скульптор, он только пересидел за океаном фашистскую оккупацию. Другой модернист — Жак Липшиц, как и Цадкин сформированный Парижем начала прошлого века, остался в Америке и после войны. Но оба действительно родились в Российской империи, и этот факт позволил украсить выставку несколькими работами двух великих скульпторов.

На выставке, собранной из трех десятков американских музеев и частных собраний, нет великих произведений, хотя хватает великих имен, но совсем нет и вещей слабых, неинтересных, случайных.

Трудную задачу объединить несоединимое — художников разных направлений, знаменитых и малозначимых для истории искусства — авторы выставки решили просто и удачно. В начале показали европейскую живопись, а закончили экспозицию американским беспредметным искусством. Словно оно и есть результат и вершина художественного поиска. Так что выставка получилась не о происхождении художников, а о движении самого искусства.