Posted 17 июля 2009,, 12:54

Published 17 июля 2009,, 12:54

Modified 1 апреля, 17:20

Updated 1 апреля, 17:20

Рига смотрит на восток

17 июля 2009, 12:54
Как будет развиваться Рига в ближайшие четыре года и почему в этом развитии большая роль уделяется налаживанию тесных связей с Россией, «Росбалту» рассказал первый русский градоначальник за всю историю латвийской столицы Нил Ушаков.

Столица Латвии обзавелась новым мэром — им стал лидер политического объединения «Центр согласия» 33-летний Нил Ушаков. Более трети рижан отдали на муниципальных выборах свои голоса «центристам» в надежде на перемены к лучшему. Сегодня латвийцам они нужны как никогда. Как будет развиваться Рига в ближайшие четыре года и почему в этом развитии большая роль уделяется налаживанию тесных связей с Россией, в интервью «Росбалту» рассказал первый русский градоначальник за всю историю латвийской столицы.


- Полмесяца на посту градоначальника как-то изменили ваши представления о должности мэра столицы Латвии? Что не так, как казалось ранее?

- Я не питал никаких иллюзий уже тогда, когда меня выдвинули в председатели Рижской думы. Я знал, что будет очень и очень нелегко.

Сегодня вся Латвия – и в том числе, конечно, Рига – переживают тяжелейший экономический кризис. И изначально было понятно, что, придя к власти в Рижской думе, нам придется много и тяжело работать, принимать очень непростые решения. Приведу простой пример: первая задача, которую предстоит решить Рижской думе нового созыва, – это сократить расходы городского бюджета примерно на 10%. Это необходимо сделать из-за сокращений доходов городского бюджета – в том числе из-за того, что государство урезает целевые дотации самоуправлениям. Так, Министерство образования и науки на 60% урезало финансирование оплаты труда рижских педагогов...

Я был готов к тому, что государственная власть – правительство, правящая коалиция Сейма – будут перекладывать ответственность за социальную сферу, за образование на местные самоуправления. Но тот факт, что правительство Валдиса Домбровскиса до выборов в самоуправления скрывало от общества реальную ситуацию с госбюджетом, стало для нас хоть и ожидаемым, но все же неприятным ударом.

- Как относитесь к тому, что большинство СМИ делают акцент на то, что вы русский, а уже потом идут другие характеристики?

- К этому приходится относиться с пониманием, учитывая исторический опыт нашего государства... В латвийском обществе за почти два десятилетия, к сожалению, почти укоренился стереотип «русские не могут быть у власти». Разрушение этого стереотипа – событие для латвийского общества, для политической элиты страны. Поэтому понять, почему акцент сейчас ставится в первую очередь на мою национальность, можно.

Я прекрасно понимаю, что в такой ситуации и латышская, и русская часть общества будут более внимательно следить за моей деятельностью, за деятельностью Рижской думы нового созыва в целом. Это налагает на меня, на политическое объединение «Центр Согласия» огромную ответственность. Мы будем работать на благо всех рижан – вне зависимости от национальности. Сделаем все, чтобы доказать – консолидация общества необходима для преодоления нынешнего кризиса.

Лично я надеюсь, что в скором времени национальность в Латвии перестанет быть настолько значимым критерием в оценке деятельности политика. Сегодня в стране экономический кризис, и одинаково тяжело приходится и латышам, и русским. И те, и другие теряют работу, и тем, и другим урезают зарплаты и пенсии. Может быть, это испытание Латвии дано в том числе и для того, чтобы мы осознали – только вместе, только сообща мы можем решить наши общие проблемы. Русские не могут решить свои проблемы без латышей, латыши не могут решить свои проблемы без русских. Для меня, для политического объединения «Центр Согласия» - это аксиома.

- Именно фактор вашей национальности сильно расстроил одну часть общества и порадовал другую. Может быть, зря расстраиваются и напрасно радуются?

- Я бы не сказал, что латышскую часть общества, если вы это имели в виду, настолько уж расстроил факт моего избрания. Да, безусловно, существует некая радикальная часть общества, для которой неприемлем мэр Риги с русской фамилией, но она не столь велика. Радикалы есть в любом обществе. Главное, чтобы они не становились основной движущей силой общества.

В Латвии сложилась парадоксальная ситуация. На бытовом уровне национализм в Латвии проявляется крайне редко. Русские и латыши живут мирно, вместе работают, дружат между собой, в стране по-прежнему велико число межнациональных браков.

На политическом уровне националистические настроения все последние годы искусственно нагнетались – это позволяло определенным политическим силам оставаться у власти в стране. Но сегодня все эти политические силы, которые были представлены в тех или иных комбинациях в правительстве, несут ответственность за то, к чему пришла страна – и, соответственно, стремительно теряют сторонников. Меняется и политическая повестка дня. Сегодня нам, извините, нужно спасать страну от банкротства!

Политическое объединение «Центр Согласия», которое я возглавляю, поставило цель – стать первой не моноэтнической политической силой. И мы успешно реализуем эту задачу. В «Центре Согласия» работают и русские, и латыши.

На выборах в Рижскую думу проголосовало более 34% горожан – среди наших избирателей не менее трети латыши. В Рижской думе мы создали правящую коалицию с фракцией Латвийской Первой партии/«Латвияс цельш», в которой также работают и латыши, и русские. У нас партнерские, доверительные отношения.

Поверьте, я не вспоминаю ежедневно, кто из членов нашей команды в Рижской думе русский, а кто латыш. Я оцениваю членов своей команды по профессиональным качествам, а не по национальному признаку. Грустно как раз то, что неизжитые стереотипы заставляют возвращаться к национальному вопросу.

- Уже на десятый день руководства столичным самоуправлением у вас состоялась встреча с представителями правительства Москвы. Надо ли это понимать как расстановку приоритетов Риги в области внешних связей?

- Для нас взаимовыгодное сотрудничество с российской столицей – это, безусловно, приоритет. При этом мы не выбираем между, если так можно выразиться, Западом и Востоком – сотрудничество с Москвой ни в коем случае не отменяет, к примеру, такой приоритет, как освоение фондов Европейского союза. Напротив, членство Латвии в ЕС является лишь фактором, который делает нашу страну, а также столицу более привлекательным партнером для россиян. Тут нет никакого противоречия.

- Общие фразы об использовании Ригой богатого потенциала дружбы с восточными соседями хотелось бы разбавить какими-то конкретными проектами. С чего начнете? Какой потенциал видите в налаживании более тесных связей с северной столицей России, как городом, связанным с Ригой Балтийским морем?

- Сейчас мы находимся на начальной стадии формирования повестки дня. Рига может развивать сотрудничество со столицей – Москвой, с Санкт-Петербургом, нужно налаживать и сотрудничество с российскими региональными центрами. Сферы сотрудничества - экономика, туризм, культурные связи. Рига заинтересована привлекать российские грузы и переваливать их в Рижском свободном порту. Господин Малышков выразил готовность поддержать проект по продвижению товаров, произведенных в Риге, на рынках Москвы. Это очень интересный проект, будем над ним работать, искать возможность предлагать москвичам наши товары под единой маркой. Необходимо думать о том, как увеличивать поток туристов из России, предлагая им туристический пакет Рига-Юрмала.

- Как вы понимаете задачу налаживания моста между Востоком и Западом, которую, в силу географического положения, могла бы выполнять Латвия в целом и Рига в частности? Почему этот мост до сих пор не достроен?

- Я могу только согласиться с тем, что у Латвии, у Риги есть все предпосылки для того, чтобы стать одним из «строителей» такого моста – этому способствует географическое положение, культурные, исторические связи с Россией. Я уверен, что развитие взаимовыгодных отношений с Россией в нынешнее тяжелое время позволило бы Латвии быстрее преодолеть кризис. Одновременно для России открытие производств на территории Латвии стало бы стартовой площадкой для завоевания европейского рынка.

К сожалению, до сих пор налаживание отношений с Россией не было приоритетом латвийских властей. Очень надеюсь, что эта ситуация будет меняться. Исторические обиды останутся в прошлом, а отношения будут строиться на принципах прагматизма и взаимного уважения.

Со своей стороны я буду прилагать все усилия для налаживания отношений на уровне сотрудничества между городами. Уверен, что успешная, плодотворная работа на муниципальном уровне растопит со временем и лед в межгосударственных отношениях.

- Во время визита в Москву, если он состоится осенью этого года, какие предложения повезете Юрию Лужкову?

- Вероятно, визит в Москву состоится 6-7 сентября этого года, когда российская столица будет отмечать Дни города. Соответствующее приглашение мне передал министр правительства Москвы Владимир Малышков. Хотел бы подчеркнуть, что это будет первый визит, в ходе него будут обсуждаться концептуальные направления деятельности, формироваться возможная общая повестка дня.

- Не считаете ли вы, что поворот Риги на восток вызовет противодействие со стороны правительства, которое смотрит в основном в другую сторону?

- Сегодня никто в стране не может сказать, насколько долго продержится правительство Валдиса Домбровскиса – соответственно, крайне сложно прогнозировать, способно ли оно чему-либо противодействовать в принципе.

Развитие отношений с Россией, на мой взгляд, может способствовать оживлению латвийской экономики, что в условиях кризиса жизненно важно для нашей страны. А противодействовать оживлению экономики, мягко говоря, неразумно. Надеюсь, что это понимание будет у нынешнего кабинета министров или, по крайней мере, у правительства, которое будет сформировано по итогам выборов в Сейм осенью 2010 года.

- Когда рижане смогут увидеть первые положительные результаты работы новой столичной власти?

- Сегодня экономическое положение таково, что нам приходится существенно сокращать расходы городского бюджета. Но, в отличие от правительства, которое в целях экономии урезало и без того крохотные пенсии, снизило зарплаты учителям, полицейским медикам, Рижская дума начала экономить с себя.

Первое, что мы сделали, – сократили число вице-мэров Риги с трех до одного. Количество профильных комитетов Рижской думы уже сокращено с 10 до 8. Впереди – очень существенное сокращение бюрократического аппарата Рижской думы, которое позволит нам сэкономить средства городского бюджета.

Экономическая ситуация в стране и в столице такова, что мы не можем никому обещать золотых гор прямо завтра. Но мы сделаем все для того, чтобы помочь рижанам пережить эти тяжелые времена и начать поднимать экономику столицы. Наша главная задача – помочь рижанам в этот непростой период и планировать дальнейшее развитие города. Когда начнет подниматься экономика в Риге, начнет подниматься и вся страна.

Беседовал Евгений Павлов