Posted 7 августа 2009,, 08:59

Published 7 августа 2009,, 08:59

Modified 1 апреля, 17:06

Updated 1 апреля, 17:06

«Мы не находимся в оппозиции к народу»

7 августа 2009, 08:59
Вице-мэр Риги Айнар Шлесерс считает, что Латвийская первая партия/Латвийский путь, которую он представляет, в тандеме с объединением «Центр согласия» Нила Ушакова имеет все шансы победить на предстоящих парламентских выборах в республике. По его мнению, сотрудничеству Латвии с Россией нет альтернативы.

Вице-мэр Риги Айнар Шлесерс, представляющий Латвийская первую партию/Латвийский путь (LPP/LC), знает, как вывести из кризиса не только столицу республики, но и всю страну. В беседе с «Росбалтом» он поделился своим видением экономического развития главного города в государстве. Более того, в тандеме с политическим объединением «Центр солгласия» (SC), возглавляемым рижским градоначальников Нилом Ушаковым, господин Шлесерс готовится получить большинство голосов на парламентских выборах, которые пройдут в Латвии в следующем году, и войти в правительство. Рига для этого - очень хорошая стартовая площадка.


- Как бы вы охарактеризовали полученное в наследство от предыдущей думы хозяйство Риги, с точки зрения вице-мэра, проработавшего на этом посту ровно месяц?

- Если бывшего мэра на прошедших муниципальных выборах поддержало только три процента рижан, то, я думаю, это в полной мере характеризует обстановку в столичной хозяйственной деятельности. Горожане таким образом оценили работу предыдущей правящей в Риге команды. На самом деле потенциал Риги не использован, он намного больше, и поэтому мы собираемся развить многие направления экономической деятельности в столице Латвии.

- За что следует браться в первую очередь?

- Это Рижский свободный порт, председателем правления которого я являюсь. Главная задача - увеличить грузопоток с 30 до 50 млн тонн. Мы над этим работаем, и думаю, что это произойдет в ближайшие годы. Следующее направление - развитие туризма и Рижского аэропорта. Сегодня наш аэропорт имеет оборот больше, чем Таллинский и Вильнюсский вместе взятые, - более 4 млн пассажиров в год. Практически Рига стала главным аэропортом всей Балтии, и это мы должны использовать для привлечения туристов.

Рига - очень красивый город, и надо инвестировать средства в эту отрасль, чтобы даже во время кризиса туристический конвейер работал по максимуму. Мы должны загружать наши гостиницы, организовывать конференции и другие международные мероприятия. Например, только что переговорили с организаторами фестиваля «Новая волна», и мы пришли к соглашению, что в следующем году можно будет многие фестивальные мероприятия организовать не только в Юрмале, но и в Риге.

Есть также идея пригласить сюда мэров больших городов стран СНГ и ЕС в следующем году, - мы работаем над таким проектом. Рига должна быть сама инициатором того, чтобы здесь проходило как можно больше крупных событий международного уровня, на которые приезжали бы иностранцы и тратили бы здесь деньги.

- Остается ли актуальной модернизация Рижского аэропорта, проект которой был уже разработан, и даже найден инвестор для его реализации, но от которого отказалось правительство?

- Я могу только выразить сожаление по поводу того, что готовый проект с готовыми инвестициями в полмиллиарда евро, которые во время кризиса так необходимы стране, оказался не нужен. Ну, как же мы будем выходить из кризиса, если отказываемся от живых денег? Ладно, мы подождем: до следующих выборов в Сейм остался всего лишь год, а рейтинг нынешнего правительства падает все ниже с каждым днем.

По нашему мнению, идеальная модель для руководства страной - та, что создана сегодня в Риге. Мы должны использовать потенциал Запада и Востока одновременно. Если мы будем смотреть только на Запад, то останемся провинцией Евросоюза. Если же будем жить на Западе и сотрудничать с восточными соседями, то автоматически станем центром бизнеса, что мы сегодня и собираемся предлагать - укреплять позиции Риги как финансового центра, как центра логистики, дистрибуции грузов, товаров, сервиса и так далее.

Так что развитие аэропорта - это всего лишь вопрос времени. До выборов, повторяю, осталось совсем немного. Если наше правительство и дальше будет продолжать так работать, то нам даже не придется делать предвыборную кампанию, - мы просто переселимся с чемоданами из здания думы в здание Сейма и кабинета министров.

- Собираетесь ли вы отстаивать идею строительства нового контейнерного терминала в Рижском свободном порту в условиях общего спада объемов контейнерных перевозок?

- Сегодня контейнерный бизнес действительно идет вниз, но идея развития контейнерного терминала в Риге остается в повестке дня. Мы собираемся привлекать в наш порт контейнерные грузы. Только что заключили договор с США о том, что 40 тыс. контейнеров через Рижский порт и далее по железной дороге будут направляться в Афганистан. Это значит, что мы практически увеличиваем существующий объем контейнерных перевозок на 20%. И тут речь идет только об одном поставщике, а мы собираемся забирать контейнерный бизнес из Литвы, Эстонии, Финляндии, Швеции.

- Конкурентом Риги в плане перевалки морских грузов является и Санкт-Петербург. Не помешает ли это строить взаимовыгодные экономические отношения между двумя городами?

- Нет, так как один порт находится в экономическом пространстве СНГ, другой - в Евросоюзе. Где-то, конечно, мы конкурируем, но, с другой стороны, чем больше будет развиваться Санкт-Петербург, тем больше возможностей будет и у Риги, потому что тем больше энергии будет в этом регионе. У нас имеется неплохая железнодорожная и автодорожная инфраструктура, а те порты, которые принимают на себя много грузов, нередко сталкиваются с проблемой пробок и задержек. Так что мы могли бы взять на себя часть товаров, тем более что в Питере имеется опасность замерзания порта в холодную зиму и, как следствие, срыва сроков поставок грузов.

- Недавно состоялось очередное заседание Российско-латвийского совета по сотрудничеству, его итоги дают надежду на скорое решение важных для обеих стран вопросов и на более тесные экономические контакты. Какие вы видите перспективы участия именно Риги в этих контактах?

- Во-первых, Рига - главный бизнес-центр страны, где аккумулируется 70% всей экономики. Это уже о многом говорит. А во-вторых, у меня хорошие отношения с сопредседателем этого совета с российской стороны Игорем Левитиным. Он в течение многих лет как министр транспорта России был моим коллегой, поэтому у меня была возможность общаться с ним и официально, и неформально. И понятно, что сотрудничество с Ригой в секторе транспорта очень перспективно.

Думаю, что мы его продолжим, привлекая больше грузов. Более того, уверен, что та правящая коалиция, которая сформировалась в Рижской думе, действительно может помочь улучшить отношения с Россией, ведь обе стороны в этом заинтересованы, особенно в том, что касается области бизнеса. Прошлой думе в этом смысле мешали политические установки. У нас их нет. Мы настроены очень прагматично.

- Нельзя не коснуться политической сферы вашей деятельности. Недавно вы озвучили мысль, что на следующие выборы в латвийский Сейм, которые состоятся уже в будущем году, ваша партия, возможно, пойдет в тандеме с политическим объединением «Центр согласия». Насколько реально такое развитие событий и каков может быть результат?

- Мы уже сидим в одной лодке, и поэтому пойдем мы на выборы отдельными списками или единым - большой роли не играет. Это будет решать руководство партий. Но то, что мы уже сегодня работаем в тандеме, - это свершившийся факт. И при успешной работе у нас действительно большие шансы выиграть выборы. Мы четко определились с политическим курсом - наглядно показываем, что объединяем латышей, русских, евреев, украинцев, белорусов - всех людей, которые здесь живут, в единую силу. Мы не делим никого по национальности, по вероисповеданию - это не играет никакой роли, а исходим из профессиональных качеств каждого.

И я уверен, что именно таким образом мы сможем вывести страну из кризиса, и это будет очень хорошим примером на фоне того, что сейчас происходит в правительстве. Нас же сегодняшнее руководство страны старается как-то дискредитировать, представить как оппозицию правительству и парламенту. Однако главное – это то, что мы не находимся в оппозиции к народу.

Тем не менее, от правящих в стране политиков все чаще слышится, что нельзя позволить Шлесерсу и Ушакову выиграть национальные выборы и что надо консолидировать против них народ. Но, по сути, это абсурд - им бы консолидировать людей не против кого-то, а за конкретные идеи, достижение каких-то целей. Вместо этого опять поднимаются лозунги типа: «Русские идут!» и «Латыши, не сдавайтесь!». Я думаю, это самый проигрышный сегодня вариант, когда главная идея - взаимовыгодное сотрудничество и преодоление кризиса.

Беседовал Евгений Павлов