Posted 18 сентября 2009,, 15:21

Published 18 сентября 2009,, 15:21

Modified 1 апреля, 16:37

Updated 1 апреля, 16:37

Отступление или рекогносцировка

18 сентября 2009, 15:21
Москва изучает «новый подход» США к созданию системы ПРО в Европе. По мнению европейских политиков, Барак Обама сделал важный шаг в сторону потепления отношений между Белым домом и Кремлем. Между тем, эксперты «Росбалта» отмечают, что делать оптимистические прогнозы пока рано.

Москва изучает «новый подход» США к созданию системы противоракетной обороны и размещению ее элементов в Европе. По мнению европейских политиков, американский лидер сделал важный шаг в сторону потепления отношений между Белым домом и Кремлем. Между тем, эксперты «Росбалта» отмечают, что делать оптимистические прогнозы пока рано.

После того как 17 сентября президент США Барак Обама объявил о «новом подходе» Вашингтона к созданию системы противоракетной обороны (ПРО) и размещению ее элементов в Европе в мировых СМИ появились восторженные отклики на это событие. Европейские политики заговорили о «разумном отступлении Обамы».

В Москве с умеренной сдержанностью восприняли это известие. Официальный представитель российского МИД Андрей Нестеренко заявил, что пока не видел официальных заявлений Пентагона на эту тему, но «если произошел пересмотр позиции, то это является позитивным признаком для нас». Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что российское руководство ждет официальных подтверждений американской позиции по ПРО в Европе. «Наши оценки этого плана американской стороне хорошо известны, они (американцы) заявили, что будут их учитывать. Дождемся результатов», - отметил Сергей Лавров.

Вечером в четверг на сайте президента России Дмитрия Медведева было размещено его заявление по этому вопросу. Глава государства оценил «ответственный подход президента США к реализации договоренностей» и выразил готовность к «продолжению диалога».

Между тем, после заявлений Барака Обамы заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов США Джеймс Картрайт на брифинге в Пентагоне заявил, что системы ПРО будут развернуты «поближе к Кавказу». Это высказывание возбудило уже кавказские республики. В Тбилиси почему-то посчитали, что системы ПРО могут быть размещены в Грузии или так близко от ее границ, что их можно будет использовать для защиты этой страны. На армянских и азербайджанских сайтах появились статьи, в которых лейтмотивом звучит мысль о том, что «борьба за Кавказ великих держав переходит на военную плоскость». Исходя из этого делаются полные тревоги футорологические прогнозы относительно будущего нерешенных кавказских конфликтов и территориальных споров.

Однако делать такие прогнозы еще рано. Как утверждает старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО (У) Николай Силаев, «на данный момент как факт есть только решение Барака Обамы отказаться от развертывания ПРО в Восточней Европе в том виде, в каком это задумывалось Бушем». «Что касается заявления Картрайта, - продолжил собеседник «Росбалта», - я не вижу в нем конкретики. Возможно, это желание некоторым образом смягчить впечатление от заявления Обамы, которое вызвало недоумение кое у кого в Восточной Европе и на пространстве бывшего Советского Союза. Там многие строили свои политические стратегии исходя из использования противостояния России и США. Пример – Качиньский или Саакашвили».

Очевидно, что решение Обамы весьма разочарует некоторых политиков. Вместе с тем, заявления и Обамы, и Картрайта можно рассматривать как некие «пробные шары», которые, начиная новую партию, покатили США по зеленому сукну мирового политического бильярда. С одной стороны, это может быть ответ на предложение, выдвинутое Владимиром Путиным в бытность его президентом РФ, о совместном использовании РЛС в Габале либо в Армавире. С другой, – знак официальному Тбилиси и, отчасти, Киеву о том, что их, хотя в НАТО и не ждут, но и одних наедине с Россией не оставят. Чем будет заменена система ПРО в Польше и Чехии, пока не ясно, но очевидно, что какой-то альтернативный проект уже есть. Видимо, вокруг этого проекта уже в скором времени начнется некая политическая игра и в самих Соединенных Штатах, и за их пределами. Видимо, в Вашингтоне пока никаких конкретных решений по этому поводу не принято. Идет игра.

Подобного же мнения придерживается и директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, главный редактор портала «Вестник Кавказа» Алексей Власов. По его словам, ситуация с ПРО остается достаточно неопределенной. «Видимо, Госдеп решил максимально «напустить тумана», «поэтому так расплывчаты формулировки американских политиков», - отмечает эксперт.

«Что значит поближе к Кавказу?», - продолжил свою мысль Власов. - Это может быть любая из стран региона, вовлеченная в американскую орбиту». «Если внимательно почитать выступление Картрайта на брифинге, там указывается, что «Кавказ - это идеальное место, чтобы противостоять иранским ракетам, которые могут быть выпущены по Европе», - отмечает эксперт. «Кроме того, в серьезном разъяснении нуждается позиция США о том, по-прежнему ли иранская проблема в рамках формирования структур ПРО является доминирующей, или здесь появляются какие-либо новые геополитические моменты», - сказал Власов.

По его словам, также непонятно пока, в каком ключе рассматривать заявления американских политиков: или это завуалированный сигнал о помощи режиму известного кавказского политика, или поддержка предложения об использовании, например, Габалинской РЛС. «Не ясна конкретика проекта, поэтому однозначно говорить о том, что он направлен на то, чтобы привнести дополнительный раздражитель на Кавказ и укрепить элементы американского влияния на Южный Кавказе, пока преждевременно», - заключил эксперт.

Между тем, то, как отреагировали в Тбилиси на заявление Картрайта, а некоторые грузинские политики и эксперты однозначно заявили о том, что кавказский регион - это чуть ли не идеальное место для формирования ракетного щита, - показывает, что такой вариант возможен. Хотя в равной степени площадкой для размещения ПРО могут быть и Турция, и Румыния, и балканские страны, и Израиль. Скорее всего, американцы выкатили пробный шар, который направлен на то, чтобы отследить реакцию всех участников «большой игры» - России, Ирана, европейских союзников США, постсоветских государств. Дальше, когда будет ясна реакция, просчитаны все «pro» и «contra», станет ясно, кто с кем «столкнется лбами» на Кавказе.

Кстати, стоит учесть и тот момент, что у Барака Обамы, больше озабоченного кризисом в самих США, пока нет готовых рецептов, как строить стратегию на постсоветском пространстве. «Пробные шары» выкатываются американской администрацией по самому широкому спектру проблем, начиная от перезагрузки российско-американских отношений и заканчивая Ираном.

«В ходе запланированной на 23 сентября в Нью-Йорке моей встречи с президентом Обамой у нас будет хорошая возможность обменяться мнениями по всем вопросам стратегической стабильности, включая противоракетную оборону», - говорится в заявлении Дмитрия Медведева в связи с корректировкой подходов США по вопросу о ПРО. Между тем, скорее всего, в лучшем случае только через несколько месяцев администрация Обамы сможет сформулировать свой системный подход не только к отдельным проблемам, но и комплексно по политике США на постсоветском пространстве, в регионе Каспийского моря и в других сферах.

Пока же решению американского президента Барака Обамы посвящены первые полосы большинства европейских печатных изданий. Канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала решение Вашингтона «знаком надежды на то, что США удастся преодолеть нынешние разногласия с Москвой». Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен считает, что «принятое решение полностью совпадает с идеей единства мнений внутри Североатлантического альянса». Президент Франции Николя Саркози назвал решение Обамы превосходным и высказал надежду, что Россия по достоинству оценит этот шаг. Поддержал намерения Белого дома и глава британского правительства Гордон Браун.

Пацифисты в Польше и Чехии открывают шампанское и заявляют, что другой развязки быть не могло. Вместе с тем, по данным анонимного источника в Пентагоне, изменения в планах США в отношении ПРО в Восточной Европе не означают, что Польша и Чехия останутся не у дел, «просто будет размещена другая система».

Дмитрий Пановкин