Posted 9 ноября 2009,, 16:03

Published 9 ноября 2009,, 16:03

Modified 1 апреля, 16:01

Updated 1 апреля, 16:01

Пожизненная казнь

9 ноября 2009, 16:03
На заседании в Конституционном суде РФ судьи и эксперты обсуждали, нужна ли России смертная казнь. Выяснилось, что казнить преступников нельзя. Однако плачевное состояние тюрем делает пожизненное заключение еще более страшным наказанием, чем "высшая мера".

На заседании в Конституционном суде РФ судьи и эксперты обсуждали, нужна ли России смертная казнь. Собравшиеся пришли к выводу, что казнить преступников нельзя. При этом плачевное состояние тюрем делает пожизненное заключение еще более страшным наказанием, чем "высшая мера".

Нынешнее заседание Конституционного суда многие выступавшие назвали историческим. Фактически смертной казни в России не существует уже более 10 лет, однако с 1 января 2010 года эта мера наказания снова может вернуться в арсенал отечественной Фемиды. Дело в том, что в 1996 году Россия подписала Протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно этому документу, на территории РФ все эти годы "высшая мера" не назначалась и в исполнение не приводилась. Но Протокол необходимо не только подписать, но и ратифицировать - то есть, принять федеральный закон, закрепляющий нормы международного правосудия на "местной почве". Но российская Госдума за все эти годы так и не ратифицировала Протокол №6, хотя при его подписании Россия обещала сделать это в течение трех лет.

Вместе с тем Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и другие своды законов говорят о том, что смертная казнь не может быть назначена лишь до тех пор, пока во всех регионах РФ не будет введен институт присяжных заседателей. С 1 января 2010 года этот институт вводится в Чечне (это единственный регион, где его до сих пор не было). Таким образом, формальные препятствия для назначения смертной казни пропадают, и "высшая мера" теоретически может быть использована.

Выступавшие на заседании представители органов власти были единодушны - все они выразили глубокое убеждение в том, что смертную казнь в России нельзя принимать и после 1 января 2010 года. Различались их позиции лишь в том, на чей опыт нужно смотреть - западный или свой, российский.

По словам судьи Верховного Суда РФ Владимира Давыдова, чье ведомство, собственно и попросило КС РФ расставить точки над i в наболевшем вопросе, формальная возможность назначения смертной казни может породить противоречивую практику и прервать действие моратория, введенного в 1996 году. Для того, чтобы этого не произошло, Россия должна либо ратифицировать 6-й Протокол европейской конвенции по правам человека, запрещающий смертную казнь, либо выйти из него.

Постоянный представитель Госдумы РФ в КС Александр Харитонов, в свою очередь, заявил о том, что Россия не может применять "высшую меру" в силу положений Венской конвенции о праве международных договоров. В соответствии с этим документом государство не может принимать решения, которые отменяли бы цели и предмет нератифицированного договора.

В борьбе за полную отмену смертной казни не жалел эпитетов полномочный представитель правительства РФ в Конституционном суде Михаил Барщевский. По его мнению, рассмотрение Конституционным судом РФ дела о возможности назначения смертной казни — это историческое событие. Если применение смертной казни станет снова возможным, Россия вернется «назад в пещеры».

Барщевский уверен, что у Конституционного суда появилась политическая и юридическая возможность признать, что смертной казни в России больше нет. Для этого есть целый ряд оснований. Во-первых, отметил адвокат, Россия с петровских времен являлась неотъемлемой частью Европы, а не Азии. Следовательно, страна должна идти по европейскому пути, а не по азиатскому, где до сих пор действует смертная казнь. В то же время Барщевский признал, что 60-70% россиян выступают за лишение преступников жизни. Россияне готовы казнить коррупционеров, педофилов, наркоторговцев, террористов. Однако ни одно из этих преступлений не может быть наказано путем смертной казни, высказал свое мнение эксперт.

При этом Барщевский призвал Конституционный суд признать фактическую отмену смертной казни в России и заявил о том, что пожизненное заключение является действенной альтернативой высшей меры наказания.

«Пожизненное заключение — это куда более жесткое наказание, чем смертная казнь. Оно гораздо больше соответствует понятию «кара», — сказал адвокат. Завершая свою речь, Барщевский сказал, что дело о смертной казни, рассматриваемое в Конституционном суде, определит вектор исторического развития России.

Идею своего коллеги продолжил уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин, убежденный в том, что смертная казнь в России должна быть окончательно отменена. Отстаивая свою позицию, правозащитник аргументировал ее тем, что приоритет международного законодательства прописан в Конституции РФ. В такой ситуации окончание моратория на применение смертной казни будет антиконституционным шагом.

«Я призываю вас с особым вниманием отнестись к историческому решению по этому вопросу. Отмена смертной казни приведет к смягчению нравов, росту терпимости и повышению ценностей человеческой жизни», — отметил Лукин в своем выступлении. Он напомнил, что в России всегда было много казней, основанных на абсолютном беззаконии. Именно из-за этого в стране так низко ценится человеческая жизнь.

Отвечая своим оппонентам, считающим, что из-за моратория на смертную казнь преступность в России растет, Лукин сослался на мировой опыт, согласно которому в странах, где высшая мера давно отменена, преступность находится на качественно более низком уровне. В то же время в тех странах, где смертную казнь до сих пор применяют, криминальный фон остается высоким.

Полномочный представитель президента РФ в КС Михаил Кротов выразил позицию главы государства Дмитрия Медведева, которая заключается в поэтапной отмене смертной казни в соответствии с принципами Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и Конституции РФ, в которой изначально заложены условия для отмены смертной казни в России. "Отмена смертной казни - это одна из целей судебной реформы", - отметил полпред президента РФ в КС.

Научно подошла к проблеме заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Елена Виноградова. По ее словам, на данный момент корректные научные данные о превосходстве смертной казни, как предупредительной меры, отсутствуют. В то же время, для потенциальных преступников оказывается важнее не тяжесть наказания, а его неотвратимость. "После введения моратория на смертную казнь в России предсказывали обвальный рост убийств, но уровень убийств остался стабильным", - отметила Виноградова.

Несмотря на то, что в ряде стран количество смертных приговоров за последнее время выросло (в США - на 20%, в Саудовской Аравии - на 30%), общая тенденция в мире заключается в заметном ограничении "высшей меры", считает представитель Совфеда.

С другой стороны, Виноградова уверила, что состояние российских тюрем настолько плачевно, что пожизненное заключение представляется еще более жестоким наказанием, чем смертная казнь. По ее данным, 60% зданий тюрем были построены до 1917 года, а еще 20% - до Великой Отечественной войны.

Выступления экспертов заставили Конституционный суд глубоко задуматься. Один из судей, резюмируя выступление Виноградовой, не удержался от парадоксального вывода: "Тюрем у нас нормальных нет, но и расстреливать нельзя". Другой вывод также оказался неутешительным. Судьи резонно предположили, что проблем с мораторием на смертную казнь могло и не возникнуть, если бы хоть один субъект законодательной инициативы предложил своевременно ратифицировать Протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Оказалось, что таких "смельчаков" не нашлось. Михаил Барщевский предположил, что ратификация этого документа - смелый поступок, который не соответствовал бы мнению большинства россиян.

Такая позиция избранников вполне понятна. Согласно данным опроса, проведенного порталом SuperJob.ru, применение смертной казни в России считают допустимым 56% россиян. Среди мужчин сторонников смертной казни заметно больше, чем среди женщин (62% и 48% соответственно). Также можно отметить, что особенно активно за применение крайней меры наказания в отношении преступников выступают россияне старше 55 лет (73%). Против применения смертной казни в России высказывается лишь 25% респондентов.

Решение по сегодняшнему вопросу Конституционный суд примет на закрытом заседании. Точная дата оглашения решения пока неизвестна, однако, скорее всего, это историческое событие произойдет до конца текущего года.

Филипп Мостоцкий