Posted 8 февраля 2010,, 10:31

Published 8 февраля 2010,, 10:31

Modified 1 апреля, 15:00

Updated 1 апреля, 15:00

"Можно быть счастливым даже в нашем безумном мире"

8 февраля 2010, 10:31
На вопросы читателей «Росбалта» отвечает кандидат экономических наук, публицист, автор книги «Мой блокадный университет» и участница обороны Ленинграда Людмила Эльяшова.

На вопросы читателей «Росбалта» отвечает кандидат экономических наук, публицист, автор книги «Мой блокадный университет» и участница обороны Ленинграда Людмила Эльяшова.


Эрика: Расскажите, как на самом деле (не на камеру) происходит поддержка блокадников государством?

Л.Э.: Долгое время никакой поддержки блокадников государством не было. При Сталине даже не отмечался День победы, а многие блокадники пострадали, были репрессированы при выдуманном «ленинградском деле». Это коснулось и моих профессоров и немного меня, уже преподавателя института. При Горбачеве мы получили некоторые привилегии, а большую пенсию – лет пять назад.

Элла: Что помогло вам пережить блокаду?

Л.Э.: Помогла пережить блокаду дружба между девочками студенческого общежития, заботы ректора университета Александра Алексеевича Вознесенского, которого мы называли «папой» (в 50-м году он был расстрелян). Помог духовный подъем, вызванный постоянной деятельностью, сопротивлением врагу. Очень помогли стихи Ольги Берггольц по радио. До последней возможности мы ходили в театры. Последний раз я слушала Травиату в филиале Мариинки 23 ноября 1941 года. Мешал артобстрел и холод, но героические певицы были в платьях с декольте.

Тамара: Вы рассказываете своим внукам о блокаде? Как вы думаете станут ли они своим детям рассказывать?

Л.Э.: Да, я и сыну, и внучке, и даже правнукам, еще маленьким, рассказываю о блокаде. И 27 января 5-летний Данилка сам позвонил и поздравил меня с днем снятия блокады, просит рассказывать о ней. Надеюсь, что и они станут своим детям рассказывать об этом.

Мария: Здравствуйте, Людмила Леонидовна. Спасибо вам огромное за город, в котором я родилась и живу! У меня такой вопрос: где можно приобрести вашу книгу «Мой блокадный университет»? Есть ли какие-то другие ваши публикации и где их можно купить?

Л.Э.: К сожалению, мои книги сейчас не продаются, но, вероятно, скоро будет 2-е издание «Моего блокадного университета». Я постараюсь сообщить об этом.

Дмитрий: Здравствуйте! Я житель блокадного Ленинграда, проживаю в Брянске, не инвалид. С 1.01.2005 были доплаты к пенсии, какие?

Л.Э.: К сожалению, я не могу сказать, не знаю о конкретных доплатах к пенсии, но знаю, что они есть.

Лидия Махно: Людмила, скажите, пожалуйста, какую роль в вашей жизни сыграла блокада Ленинграда? Повлияла ли она на становление вашей личности? Если да, то каким образом?

Л.Э.: Без сомнения блокада глубоко повлияла на меня во многих отношениях. Она научила терпеть, кажется, непереносимое: многомесячный голод, замерзание, то, что периодами было самым мучительным - и не только страх бомбежек и обстрелов, но и жизнь в разрушенном общежитии. После этого я стала выносливее, сильнее и здоровее. Никакие трудности меня не пугали. После блокады ничего было не страшно.

Александра Орешникова: Людмила, каким вам видится нынешнее поколение? Молодежь сегодня - какая она? Чего бы вы, как человек с огромным жизненным опытом, посоветовали молодым людям XXI века?

Л.Э.: О нынешних молодых я много думаю. Я боюсь, что вы, живя материально богаче нас и вроде бы веселее, во многом беднее. Мне кажется, что для счастья человеку нужны две вещи: любовь (не секс) и творчество – любимая, интересная работа. Тогда можно быть счастливым даже в нашем безумном мире. Многие же из молодых предпочитают побольше зарабатывать и ублажать себя потребительством, а не полностью реализоваться, не узнать многостороннее жизнь, не умеют любить ее.

Алексей Потапов: Людмила, что помогало не падать духом в период обороны Ленинграда? Остались ли в памяти какие-нибудь светлые моменты того ужасного времени или воспоминания только неприятные?

Л.Э.: Несомненно есть светлые блокадные воспоминания. Лекции профессоров, которые первое время мы слушали, и даже дежурства на чердаке Двенадцати коллегий (Главного здания университета), где мы тушили зажигательные бомбы. Было гордое ощущение, что ты охраняешь свой любимый город и университет. Даже тяжелая работа в госпитале радовала - ты помогаешь раненым. Хорошо вспоминаю походы в театры и встречу нового 1942 года, в пальто с коптилкой, но с надеждой на победу. В нее мы верили все время. А в 6 утра, услышав по радио о том, что мы захватили Керчь и Феодосию, мы все, лежа, запрыгали на кроватях. А покрывались мы не только одеялами, но и матрасами. Но и они не помогали, было холодно.