Posted 24 февраля 2010,, 10:48

Published 24 февраля 2010,, 10:48

Modified 1 апреля, 14:49

Updated 1 апреля, 14:49

Подземное место под солнцем

24 февраля 2010, 10:48
Рижский электромашиностроительный завод осваивает производство оборудования для метрополитена. По мнению главы предприятия, разработка новых видов продукции поможет предприятию выйти из затяжного экономического кризиса.

Одно из крупнейших латвийских предприятий с российским капиталом — Рижский электромашиностроительный завод (РЭЗ) — постепенно оправляется после экономических ударов прошедшего года. Период спада объемов производства сегодня сменяется осторожным оптимизмом и неплохими перспективами на будущее. Его на заводе связывают с выпуском новых видов продукции и освоением рынков сбыта. О том, как вопреки неблагоприятным обстоятельствам можно не только оставаться на плаву, но и развиваться, рассказал в интервью «Росбалту» генеральный директор РЭЗа Григорий Успенский.


- Как сильно по вашему производству ударил разразившийся экономический кризис?

- Поскольку основным рынком сбыта нашей продукции является Россия, то, естественно, кризис, ударивший по российскому машиностроению, рикошетом задел и нас. В прошлом году, особенно в первом полугодии, на РЭЗе действительно были серьезные проблемы. Наложилось сразу несколько неблагоприятных факторов. Первый — девальвация рубля примерно на 35%. А так как наши цены были зафиксированы в рублях, то получилась сразу отрицательная для нас курсовая разница. Второй — физическое снижение объемов производства, составившее по некоторым позициям до 50%. И третье — требование наших основных потребителей снизить цены.

В результате тот хороший разгон, который мы сделали к 2009 году, пришлось сворачивать. У нас работало примерно 1400 человек, но мы были вынуждены пойти на значительное сокращение штата и реструктуризацию бизнеса. Сейчас у нас на заводе занято около 800 человек.

- Еще полтора года назад в развитие технологий и модернизацию производства вы намеревались в течение пяти лет вложить до 30 млн евро. Как сегодня обстоят дела с этими планами?

- Естественно, мы были вынуждены приостановить свои инвестиционные программы. В частности, касающиеся приобретения нового технологического оборудования. И потому, что банки практически перестали кредитовать производство, и из-за того, что у нас просто физически нет свободных средств. В этих условиях мы сосредоточились на разработке новых видов продукции, и здесь у нас есть весьма серьезные продвижения. В первую очередь это касается того, что мы освоили производство оборудования для метрополитена. Это и тяговые двигатели, и электрооборудование для вагонов метро.

В прошлом году мы уже сделали более 200 двигателей для метро и сейчас переходим на их серийное производство. Комплект электроаппаратуры для вагонов метро у нас сейчас готовится к ходовым испытаниям в Московском метрополитене. Начинаем также осуществлять ремонт этого оборудования, а со второго полугодия планируем начать его серийные поставки. Предполагается, что основным нашим потребителем будет «Метровагонмаш» — крупнейший производитель в России вагонов для метрополитена.

- Что еще нового можно ждать в будущем от Рижского электромашиностроительного завода?

- Сейчас мы активно занялись разработкой электрических машин для городского транспорта — троллейбусов и трамваев. Сделали коллекторные двигатели для троллейбуса, и мы планируем в ближайшее время отгрузить их для прохождения ходовых испытаний. Здесь мы рассчитываем поработать как с российскими предприятиями, так и с белорусскими. Думаю, что нам удастся получить определенную долю этого рынка благодаря хорошему соотношению цены и качества.

Еще в наших планах разработка асинхронных тяговых двигателей. Причем мы хотим интенсифицировать эти машины по мощностям, чтобы у нас была вся линейка двигателей: для трамваев, троллейбусов, метро, электропоездов. Это то, чем сейчас мы активно занимаемся. Асинхронный двигатель для метрополитена в настоящее время у нас проходит заводские испытания.

- Как обстоят дела с традиционными видами продукции завода - электрооборудованием для электропоездов и вагонов локомотивной тяги?

- Мы разработали комплект оборудования для электропоездов на новой элементной базе. Он сейчас проходит опытные испытания на Западно-Сибирской железной дороге. Рассчитываем, что они закончатся успешно, и мы перейдем на серийный выпуск этой продукции. По крайней мере, к нам не приходило никаких отрицательных отзывов. Преимущества этого комплекта в том, что он более легкий, намного более технологичен с точки зрения ремонта, менее трудоемок в процессе изготовления и по надежности не уступает прежнему оборудованию. Там применяются реле-контакторы известных мировых фирм.

Что касается вагонов локомотивной тяги, то здесь мы находимся и так на достаточно хорошем уровне с точки зрения технических решений. Сегодня основной упор мы делаем на поиск новых партнеров. Активно начали работать с вагоноремонтными заводами, расположенными в Восточной Европе, которые выполняют заказы для бывших республик СССР. Вообще, сейчас главная наша задача — выйти на украинский рынок, на рынок Казахстана, то есть получить более серьезное представительство на всех железных дорогах, использующих колею 1520.

- Развивается ли сотрудничество РЭЗа с местными латвийскими предприятиями, и что мешает выходу компании на западные рынки?

- Достаточно плотно мы работаем с Рижским вагоностроительным заводом, но, к сожалению, объем заказов у него довольно небольшой. Плюс делаем ремонты тяговых двигателей и различных электрических машин для предприятия Pasažieru vilcens. Сотрудничество у нас, конечно, есть, но местный рынок достаточно ограничен, и мощности нашего завода намного превышают то, что можно потребить в Латвии.

О выходе на рынок Западной Европы можно будет говорить тогда, когда мы разработаем линейку асинхронных тяговых двигателей. Но, думаю, начинать надо все-таки с Восточной Европы. В частности, нас очень интересует Польша. Там есть серьезные производители, которые уже сегодня составляют конкуренцию европейским и мировым брендам. В принципе, я думаю, мы сможем с ними договориться о поставках туда тяговых двигателей. Хотя и в Польше есть их производители.

- Почувствовали ли вы, что кризис начал отступать, и экономика России начала оживать?

- Сейчас можно говорить о стабилизации российской экономики. Конечно, о докризисном уровне остается только мечтать, но стабилизация однозначно чувствуется. Мы начали испытывать сдержанный оптимизм хотя бы с точки зрения того, что уже не будет хуже, чем было в прошлом году. В начале нынешнего года ситуация более приятна и перспективна, чем была год назад. Мы постепенно начали наращивать численность работающих — уже приняли около сорока квалифицированных специалистов. Однако мероприятия по улучшению эффективности на заводе продолжаются, и они коснутся в основном управленческого персонала. Ресурсы для оптимизации производства еще имеются.

Беседовал Евгений Павлов