Posted 4 марта 2010,, 17:38

Published 4 марта 2010,, 17:38

Modified 1 апреля, 14:42

Updated 1 апреля, 14:42

Просто «Пятый»

4 марта 2010, 17:38
С 15 марта «Пятый канал», наследник знаменитого ленинградского телевидения, станет иным. Это утверждают и его руководители, проведшие в Москве презентацию «принципиально нового проекта в российском телевизионном пространстве», и красочные билборды, которыми завешана вся первопрестольная.

С 15 марта «Пятый канал», наследник знаменитого ленинградского телевидения, станет иным. Это утверждают и его руководители, проведшие в среду в Москве презентацию «принципиально нового проекта в российском телевизионном пространстве», и красочные билборды, которыми завешана вся первопрестольная.

Главное изменение, собственно, заключается в том, что канал фактически сменит прописку – почти все новые передачи, которые призваны изменить лицо «Пятого», будут производиться в Москве. Канал уже пару лет как именуется федеральным, за это время он успел потратить кругленькую сумму денег акционеров, избавиться от нескольких сотен сотрудников в городе на Неве и застолбить себе место в обязательном пакете будущего всероссийского цифрового телевидения, то есть со временем войдет в каждый дом.

Гости из прошлого

Напомним вкратце суть перемен. На «Пятый» возвращаются такие забытые в федеральном телеэфире жанры как интеллектуальные ток-шоу и дискуссии (возможно, даже в прямом эфире), к работе над новыми передачами привлекаются известные в прошлом журналисты, которым не нашлось места на федеральных каналах после поражения нескольких медийных групп в войне с властью в начале 1990-х годов, в частности Светлана Сорокина и Андрей Норкин. Лицами канала также призваны стать вездесущая Ксения Собчак, Дмитрий Быков, Ольга Кокорекина, Андрей Максимов, Сергей Майоров, Александра Вертинская и Александр Вайнштейн, которые будут вести авторские передачи на всякие многоумные и злободневные темы, далекие от «развлекаловки». Это в сухом остатке, за вычетом красивых фраз о телевидении как «умном и знающем собеседнике, общение с которым дает пищу для ума», «пространстве для рождения новых идей в самых разных областях – будь то социум, культура, наука, новые технологии, или, наконец, глобальные проблемы цивилизации».

Однако очевидно, что не только необходимость решения глобальных проблем цивилизации подвигла акционеров «Национальной Медиа Группы», в которую, наряду с Рен ТВ и газетой «Известия» входит «Пятый», произвести ребрендинг канала (из его названия исчезло слово «Петербург»), изменить сетку вещания и двинуть его в Москву. Ведь в России любой телевизионный ресурс, которому позволено самостоятельно делать новостные и аналитические передачи по общественно-политической и социальной тематике, во все времена сильно зависел от власти – федеральной, региональной, муниципальной – любой. Можно, конечно, порассуждать о феномене «старого НТВ», но не забывать при этом, что его владелец Владимир Гусинский до того, как разошелся во взглядах с Владимиром Путиным, был неплохо встроен во властную пирамиду – и в московскую, и в федеральную, оказывал услуги одним чиновникам, «мочил» других, в общем, занимался нормальным (для стран с неустоявшейся политической системой) телебизнесом.

Так что совсем уж исключать «политическую» версию перерождения «Пятого», несмотря на все уверения его руководителей в том, что это просто экономически привлекательный и социально ответственный проект, призванный осчастливить 4-5 % телеаудитории, на которые рассчитывает канал, – тех, кто не находит свою нишу на нынешнем федеральном телевизионном поле и тоскует по обсуждению умных тем в прямом эфире, - было бы наивно. Все же через два года выборы президента, перед ними – парламентские. Итак, политика или бизнес?

Потерянная аудитория

За «политическую версию» преобразований на «Пятом» говорит состав акционеров ЗАО "Национальная Медиа Группа" (НМГ), в которую входит телеканал. По информации газеты «Коммерсант», НМГ была создана в феврале 2008 года на основе медийных активов ряда крупных компаний - банка "Россия" Юрия Ковальчука, "Северстали", "Сургутнефтегаза" и страховой группы "Согаз". Точная структура собственников не раскрывается. По данным СМИ, контрольный пакет принадлежит банку "Россия". В активе НМГ - 72% телерадиокомпании "Петербург - Пятый канал". Телевизионными активами холдинга управляет созданное в мае 2009 года ООО "НМГ Телевидение". Глава банка «Россия» Юрий Ковальчук, как неоднократно писали многие СМИ, - близкий друг и доверенное лицо премьер-министра РФ Владимира Путина. Таким образом, медиа-империю Ковальчука вполне можно рассматривать и как информационно-пропагандистский ресурс, которым при необходимости может воспользоваться Владимир Путин, скажем, на очередных выборах президента.

О том, что «Пятый» и другие ресурсы НМГ не рассматривались изначально как бизнес-проекты, говорит финансовая деятельность группы. Так, по информации агентства СПАРК, на которую ссылается «Коммерсант», выручка НМГ в 2008 году составила 198,99 млн руб., чистый убыток - 3,87 млрд руб. Ради чего тогда инвесторы тратили деньги?

В этом смысле определенный интерес представляет фигура Александра Роднянского, отвечающего за нынешний «рестайлинг» канала и занимающего должность руководителя экспертного совета «Пятого». Насколько можно судить, эта структура была создана именно под Роднянского, по какой-то причине не ставшего гендиректором канала. По версии того же «Коммерсанта», Роднянский не смог возглавить «Пятый» потому, что к нему испытывает некоторое недоверие замглавы администрации президента РФ Владислав Сурков. А это опять же говорит о значимости проекта перестройки канала для власти и возможном влиянии «Пятого» на политическую жизнь в стране, ведь именно за нее отвечает Сурков.

Так вот – о личности Роднянского. Это известный медиадеятель, создавший в свое время и успешно развивавший украинский телеканал «1 + 1». Между прочим, общественно-политический телеканал. Роднянский, как и Гусинский в свое время на НТВ, тогда занимался нормальным телебизнесом, то есть не только развлекал, но и «мочил». Так, его телеканал поддержал «оранжевую революцию» на Украине, в результате которой президентом страны стал антироссийский политик Виктор Ющенко.

То есть определенный и серьезный опыт игры на политическом поле у Роднянского имеется, и потенциально его таланты по этой части могут быть востребованы и в России. Сурков, конечно, имеет полное право не доверить выходцу из другой страны, да еще с таким бэкграундом, важное дело поддержания политической стабильности в России, но на самом деле опасаться какого-то «неправильного» поведения Роднянского в ответственный момент едва ли стоит – в украинской политике, за редким исключением, бал правят в первую очередь деньги, а потом уже идеология. Многие там меняют свои политические позиции, как перчатки, выстраиваясь под сильного и богатого лидера. Роднянский – плоть от плоти украинской элиты, поэтому за деньги, видимо, будет служить честно и преданно любому хозяину.

Кстати, думается, что появлению на «Пятом» таких жанров как ток-шоу и дискуссия на общественно-значимые темы (которые при желании легко сделать сугубо политическими) мы обязаны украинскому опыту Роднянского. На центральном украинском телевидении это едва ли не главные жанры. Чего стоит одна только передача Савика Шустера «Шустер Live», которая может идти несколько часов подряд – как бесконечный «мыльный» сериал, когда одних гостей сменяют другие, тех третьи… Кстати, с названием одной из предыдущих популярных передач Шустера – «Свобода слова» - перекликается, судя по всему, главная «изюминка» новой сетки вещания «Пятого» - «Свобода мысли» с Ксенией Собчак в качестве ведущей. И жанр, судя по всему, тот же.

То есть многое говорит о том, что Роднянский может начать прививать в России украинскую модель телевидения с большим упором на общественно-политическую тематику. Еще один любопытный момент - Роднянский в интервью «Коммерсанту» сообщил, что контракт с ним (еще не подписанный) рассчитан на 2-3 года – как раз на время, когда в стране пройдут парламентские и президентские выборы.

Возникает вопрос: если «Пятый» преобразовывают в политических целях с прицелом на предстоящие выборы, то к чему это власти? Ведь федеральная телевизионная площадка давно «зачищена» и выстроена под правящий режим, зарекомендовала себя как прекрасно работающий механизм политического влияния на население, и никаких угроз монополизму нынешней власти на этом поле не просматривается. Ответ может быть довольно простым.

Как отметил в беседе с «Росбалтом» известный эксперт по медиа-рынку Алексей Волин, «в стране сложилась ситуация, при которой на протяжении довольно долгого периода не было канала для тех, кого мы называем «образованным средним классом». Достаточно давно эту нишу занимало НТВ, однако в последнее время этот канал все больше и больше ориентируется на «мужскую» аудиторию, отнюдь не с высоким уровнем образования. Достаточно многочисленная категория населения, которая составляет примерно 10-15% и на которую приходится до 30% всех расходов, оказалась обделенной информацией. Я уже не говорю о том, что в последние годы мы наблюдали очень тревожную для телевидения тенденцию: все больше и больше народа отказывалось смотреть телевизор и «уходило» в Интернет или в другие источники информации. Прежде всего, это касалось молодежи».

Заметим, что сам Волин придерживается мнения, что преобразование «Пятого канала» - скорее бизнес-проект, поскольку в этой новой нише можно набрать приличную и состоятельную аудиторию и под нее выстроить рекламодателей. Однако при этом он оговаривается: «Происходит определенное политизирование канала, поскольку ранее «Пятый» находился как бы вне политики. Он был достаточно добротный, но в нем не было того «перца», который так любит публика».

О том, что в случае с переформатированием «Пятого» политика и экономика густо перемешаны, «Росбалту» сказал и другой известный эксперт, имеющий прямое отношение к теперь уже бывшему петербургскому телеканалу. По словам замруководителя Общественного совета НМГ, кинокритика и культуролога Даниила Дондурея, «что касается бизнеса и политики, то эти направления сегодня невероятно переплетены. Но есть еще и третье – профессионализм. Нужно угадать с контентом, с аудиторией, с ведущими, с получением рейтингов и денег. Поэтому профессионализм, бизнес, политика, репутация, наконец, - все это в одном клубке. И одно тянет за собой другое».

То есть выстраивается вполне понятная картина. Есть 10-15% телеаудитории – наиболее образованная и думающая часть населения, а значит – потенциально наиболее политически активная, на которую не распространяется влияние нынешних федеральных телеканалов. Значительная ее часть – молодые люди, а ведь известно, что войны и революции, как пел Виктор Цой, - «дело молодых». Эта аудитория в результате «зачистки» и значительной маргинализации федерального телевидения ушла в Интернет, где власти не имеют возможности ее контролировать. То есть попытки, конечно, предпринимаются, некоторых блогеров привлекают к уголовной ответственности, но проблему в целом это не решает – значительная, все более возрастающая часть населения, наиболее физически активная, между прочим, варится в собственном соку по собственным законам и понятиям, наплевав на главного повара, а часто и проявляя к нему откровенную враждебность.

И задача вернуть хотя бы часть этой группы населения в конструктивное русло, усадив перед экраном телевизора и более тонко воздействуя на нее с помощью умных дискуссий на общественно-политические темы, - представляется вполне отвечающей интересам власти. А там и развлекательные политические передачи, глядишь, появятся, вроде украинского «Вечернего Квартала». Ведь в соседней стране это удалось сделать – толпы революционно настроенной молодежи не бродят по киевским площадям с лозунгами и плакатами, а спокойно сидят перед телевизором и смотрят многочасовые политические сериалы Шустера и смеются над едкими шутками артистов «Квартала». Ну а если, выполнив эту политическую задачу, удастся и денег заработать, то будет совсем уж замечательно. Возможно, именно такие цели и поставили перед новым менеджментом канала акционеры «Пятого» и их политические покровители.

Жертвы политической целесообразности

Между тем, при всей важности для политической стабильности в стране новых задач, поставленных перед «Пятым каналом», как-то упускается из виду одно немаловажное обстоятельство. Ведь подвергнутый переформатированию бывший «Петербург – Пятый канал» был важным источником региональной информации для жителей второго по величине города России, предприятием, трудоустраивавшим значительное число местных журналистов, кормившим их семьи. Кроме того, город на Неве, точнее его администрация, - помогал каналу развиваться, давал какие-то преференции – опять же как предприятию, имеющему большое социальное значение для региона.

И теперь с его уходом на федеральный уровень и переводом значительной части производства в Москву собственно петербургская часть канала, очевидно, будет хиреть, журналистов – за ненадобностью – вероятно, продолжат сокращать. Хотя и так уже около 700 сотрудников канала были уволены в прошлом году.

Как сообщил «Росбалту» известный петербургский писатель, журналист, бывший директор дирекции документального вещания «Пятого канала» Лев Лурье, ему обидно не столько за свою судьбу, сколько за «предприятие, которое было для петербургских журналистов поистине градообразующим». Оказавшиеся в результате реформ безработными около 700 человек будут вынуждены искать работу вне Санкт-Петербурга, полагает журналист. «Я желаю новому руководству ветер в паруса и всяческих удач, — сказал Лурье. — Я, конечно, остался без телевидения, но мои работы могут показывать на других каналах или на той же «Пятерке», если они там подойдут и окажутся востребованными. У меня нет никакого предубеждения перед нынешней политикой, к тому же на канале остались мои ученики».

Новое руководство телеканала объясняет перевод производства в Москву и, соответственно, сокращение сотрудников в Петербурге тем, что в городе на Неве не хватает квалифицированных кадров. Это довольно удивительно, ведь в Питере после того, как президентом стал Владимир Путин, нашлось нужное количество квалифицированных кадров для обновления административной вертикали в масштабах всей страны. Чиновников, стало быть, в «северной столице» научились готовить, а журналистов – нет?

Весьма возможно, конечно, что уволенным найдется работа на телеканале «Петербург», который вроде бы предполагается создать в городе на Неве в составе все той же НМГ. Только вот руководство компании очень уж осторожно высказывается о перспективах этого проекта.

Есть и еще один интересный момент, связанный с развитием «Пятого канала». В июне прошлого года президент Дмитрий Медведев своим указом внес ясность в вопрос, какие теле- и радиоканалы войдут в состав первого общероссийского пакета цифровых каналов. В указе говорилось, что после перехода на цифровое телевидение всем жителям России будут доступны: «Первый канал», «Россия», НТВ, "Петербург - 5 канал", "Спорт", "Вести", "Культура" и новый общероссийский детско-юношеский канал, который планируется создать на базе "Бибигона" и "Теле-Няни". Эти каналы должны транслироваться повсеместно и бесплатно. «Остальные каналы свободного и условного доступа будут распространяться на рыночных условиях», - сказал Дмитрий Медведев.

Заметим, что в указе президента упоминается именно «Петербург – 5 канал», то есть региональная компания с определенной концепцией вещания, которая сейчас пересмотрена. Вопрос: а не повод ли это разобраться, насколько новая концепция работы канала соответствует тем критериям, по которым компания была включена в общероссийский пакет вещания на «цифре»? И почему негосударственная компания, менеджмент которой не скрывает, что делает бизнес-проект, должна транслироваться в «цифре» не на рыночных условиях, а в особом порядке?

В самой компании полагают, что переформатирование канала не угрожает перспективам цифрового вещания «Пятого». Как заявила «Росбалту» пресс-секретарь канала Галина Черменская, «говорить о планах выхода «Пятого канала» на самоокупаемость пока рано. Но мы никогда не рассматривали наши проекты в ракурсе «бизнесовых». По ее словам, изменились не сами правила игры, а лишь вектор. Речь, по ее словам, идет о том, что «Пятый» более точно выстраивает свою концепцию по отношению к зрителю, к активной и думающей части современной аудитории. «Хотя мы подчеркиваем, - продолжила Галина Черменская, - что мы следуем традициям ленинградского, питерского телевидения с его интеллигентностью, с его культурным наполнением. Это свято, это остается, мы стараемся это продолжать, единственное - в новой современной форме».

Николай Ульянов, Дмитрий Пановкин