Posted 2 мая 2010,, 14:43

Published 2 мая 2010,, 14:43

Modified 1 апреля, 14:01

Updated 1 апреля, 14:01

Картины за $300 млн публика назвала работами молдавского маляра

2 мая 2010, 14:43

МОСКВА, 2 мая. Выставка картин одного из самых дорогих художников современности Марка Ротко проходит в столице. Полотна, покрытые почти однотонным слоем краски и, в большинстве своем, имеющие вместо названий номера, стоят десятки миллионов долларов. Экспозиция больше похожа не на выставку, а на ритуал, пишут "Новые известия".

Пока столичный бомонд пытается разгадать главную интригу - кому принадлежит коллекция, выкупленная в прошлом году почти за 300 миллионов долларов у нью-йоркского финансиста Эзры Меркина, посетители центра "Гараж" задаются вопросом: как это понимать?

Картины повесили внутри герметичного черного куба. Его построил специально приглашенный канадский архитектор Джейми Фоберт. Внутрь пускают по 10 человек. Чтобы посмотреть экспозицию успели все желающие, выставка будет работать до 14 августа.

По мнению "Новых Известий", монохромные картины слишком уж похожи на обои. Журналист "Комсомольской правды", побывавший на выставке, отозвался о ней так: "Первое впечатление: работал квалифицированный молдавский маляр. А присмотришься внимательнее - и понимаешь: да нет, ни один маляр так не сможет!". Сам Марк Ротко объяснял, что его работы можно понять, только если рассматривать с расстояния 30 сантиметров.

Как отмечают некоторые издания, на больших мировых выставках Ротко зрители рыдают и падают в обморок. В психиатрии этот феномен называется "синдромом Стендаля". Однако, на москвичей картины ведущего представителя абстрактного экспрессионизма не производят столь глубокого эмоционального воздействия. Посетители вообще не слишком задерживаются у картин, в один голос свидетельствуют журналисты.

Эксперты считают, что выставка Ротко могла бы стать эпохальным событием, если бы она пришла с просветительским посылом и была во что-то вписана – в русский авангард, американскую атмосферу 1960-х, наконец, в ситуацию, рубежа веков. Но кураторы решили просто "показать драгоценности". отмечает Newsmsk.

Марк Ротко (урожденный Маркус Яковлевич Роткович) родился в 1903 году в городе Двинске Витебской губернии (ныне Даугавпилс, Латвия). В 1913 году вместе с матерью и старшей сестрой эмигрировал в США. Первое время Ротко продавал газеты на улице. В 17 лет с отличием окончил высшую школу Линкольна.

Поступив в Йельский университет, он собирался выучиться на инженера или юриста, однако впоследствии бросил учебу и начал заниматься живописью. Ротко вернулся в Йель только спустя 46 лет, чтобы получить почетную степень доктора.

Ротко называют ведущим представителем абстрактного экспрессионизма и одним из создателей живописи цветового поля. Он стал использовать эту технику ближе к 1940-м годам, сознательно стремясь имитировать детские рисунки. Позже художник еще больше упростил структуру своих картин, создав серию полотен, состоящих из нескольких цветовых плоскостей. Сам Ротко говорил, что это "простое выражение сложной мысли". Работы, уже тогда прославившие его, - это прямоугольные полотна большого размера с парящими в пространстве цветовыми плоскостями живописи "цветового поля".

При этом Ротко не любил, когда его называли абстракционистом. "Я не интересуюсь соотношениями цвета или формы или чего-то еще. Мне интересно выражать главные человеческие эмоции - трагедию, экстаз, обреченность и так далее - и тот факт, что многие люди рыдают при виде моих картин, доказывают, что я передаю эти главные человеческие эмоции... Люди, которые плачут перед моими картинами, переживают те же религиозные чувства, которые испытывал я, когда писал их", - говорил Ротко.

Художник покончил с собой 25 февраля 1970 года и был похоронен на северном берегу Лонг-Айленда.