Posted 9 июня 2010,, 20:42

Published 9 июня 2010,, 20:42

Modified 1 апреля, 13:33

Updated 1 апреля, 13:33

Монеты-гиганты охотятся на нумизматов

9 июня 2010, 20:42
В Петербурге открылась вторая европейская конференция по памятным монетам COINS-2010. Она показала, что в кризис российский рынок памятных монет не спасают даже самые невероятные дизайнерские решения.

В Петербурге открылась вторая европейская конференция по памятным монетам COINS-2010. Она показала, что в кризис российский рынок памятных монет не спасают даже самые невероятные дизайнерские решения.

В кризис российские рынки инвестиционных и памятных монет разошлись, как в море корабли. Если на первом ажиотажному спросу мешает только несовершенство законодательства, то второй не спасают даже самые невероятные дизайнерские решения.

Каждая монета стоит денег, как тех, что затрачены на ее чеканку, так и тех, которые можно выручить, продав заинтересованному лицу. Естественно, редкие экземпляры стоят дороже. Но редкими могут оказаться не только старинные монеты, но и монеты последних выпусков. Именно тенденциям рынка современных ценных монет посвящена проходящая в Петербурге вторая европейская конференция по памятным монетам COINS-2010.

То, что прежде обыватель скопом называл юбилейными монетами, на самом деле для специалистов имеет важную градацию – инвестиционные или памятные монеты. В принципе, также, как обычные, такие монеты по номиналу должны приниматься в магазинах. Но, как отметил генеральный директор компании-дистрибьютора Австрийского монетного двора Schoeller Muenzhandel Гернот Майер, не стоит удивляться, если кассир у вас такую плату не примет, поскольку впервые сталкивается с подобным. Да и глупо было бы расплачиваться таким средством платежа, ведь реальная стоимость в разы выше номинала.

Лишним же аргументом того, что инвестиционные и памятные монеты – это “две большие разницы”, служит поведение в кризис обоих сегментов нумизматического рынка.

Рынку инвестиционных монет кризис явно пошел во благо. “По итогам 2009 года в России были реализованы практически все отчеканенные инвестиционные монеты”, - заявил генеральный директор ФГУП "Гознак" Аркадий Трачук. Он уточнил, что сегодня основными золотыми российскими инвестиционными монетами являются монеты “Георгий Победоносец” номиналом в 50 рублей (номинал носит весьма условный характер). Эти монеты чеканятся с 2006 года из золота 999 пробы, весом 7,78 грамма (одна четвертая тройской унции). Главной серебряной считается "Соболь" 925-й пробы, с массой драгметалла в монете 31,1 грамм. И в прошлом году в России было реализовано 260 тыс. серебрянных монет и 1,5 млн золотых. При этом всего, начиная с 2006 года, российские монетные дворы отчеканили 3,4 млн "Георгиев" и 280 тыс. "Соболей".

Уточним, до 1996 года российские инвестиционные монеты поступали исключительно на внешний рынок. Как поясняется на сайте Банка России, в 1996 году монеты инвестиционного назначения были предложены и российским гражданам. "Это – золотой червонец 1975-1982 годов обычного качества и серебряная монета 1995 года выпуска с изображением соболя", - поясняется в публикации. Однако впоследствии запасы "Червонцев" иссякли, и началась чеканка "Георгиев".

В 2006 году тираж золотых “Георгиев Победоносцев” составил 150 тыс. штук, в 2007 и 2008 годах было выпущено еще соответственно 500 тыс. и 630 тыс. штук. Кроме того, в 2008 году было выпущено 12 тыс. 100-рублевой золотой монеты “Речной бобр” (серия “Сохраним наш мир”), выполненной в обычном качестве и, по сути, тоже являющейся инвестиционной. На 2009 год планировалось выпустить до 500 тыс. штук золотого “Георгия”, однако резко возросший спрос подтолкнул монетные дворы на увеличение планов выпуска. Кстати, к находящимся сегодня в обращении инвестмонетам Банк России дополнительно относит золотые монеты серии "Знаки Зодиака".

Причем, по оценке гендиректора ФГУП "Гознак", бум на инвестмонеты в прошлом году отмечен не только в России. Так, в США было продано 1,8 млн монет "Золотой орел", которая весит как раз тройскую унцию, то есть в четыре раза тяжелее "Георгия". А в целом в мире в 2009 году на чеканку золотых монет было израсходованго 234,4 тонн золота.

Впрочем, как отметил Трачук, в нынешнем году показатели продаж будут ниже. Ведь цена инвестиционных монет традиционно приближена к стоимости использованного золота. С 1 января 2000 года по 1 января 2010 года биржевая цена золота выросла в 3,67 раза. А с начала нынешнего года на Лондонской бирже еще на 14%. Но сегодня "золото стало чуть менее инвестиционно интересным из-за высокой цены".

В то же время, снижение спроса в 2010 году характерно для России, а не в целом для мирового рынка. По данным британского дистрибьютора GoldCore Ltd, премия цены для британских золотых соверенов (вновь чеканятся с 50-х годов прошлого века) поднялась с 2,5% на начало мая до 7% на начало июня. Объемы продаж по сравнению с маем-2009 выросли в три раза.

Поясним: теоретически привлекательность инвестиционных монет заключается в следующем. Они обладают статусом и техническими характеристиками монет из драгоценных металлов, операции с которыми в соответствии с положениями статьи 149 части второй Налогового кодекса РФ не подлежат обложению НДС. Эти положения, а также относительно невысокая стоимость изготовления указанных выше монет делают возможным их обращение по ценам, приближенным к стоимости содержащихся в них драгоценных металлов. Соответственно, появляется возможность игры на котировках.

Впрочем, как всегда, “у России собственная гордость”. По словам Трачука, развитию рынка инвестиционных монет в России мешает несколько факторов, но, прежде всего, разница в цене продажи и покупки и ограниченное число мест продаж. Уточним, законодательно установлено, что распространителями памятных и инвестиционных монет Банка России на отечественном рынке являются только кредитные организации РФ (в настоящее время – это более 100 коммерческих банков). И, например, как показало проведенное ФГУП "Гознак" кросс-исследование, в Петербурге "реально" выставляют на продажу инвестиционные монеты только 5 банков (правда, в их число входит Сбербанк со всеми филиалами), скупают же монеты в северной столице только три банка (в т. ч. и шесть отделений Сбербанка). Самое же неприятное для инвесторов, что разница в цене при продаже и скупке может достигать 30% стоимости монеты.

Это во многом нивелирует привлекательность таких монет как средства вложения денег. Маржа съедает всю прибыль, которую дает рост цен на золото. Поэтому в РФ монеты приобретаются преимущественно с целью долгосрочного инвестирования. Тем не менее Трачук считает, что в России «сформировался определенный класс инвесторов в такого рода продукты».

Среди других отличий российского рынка инвестиционных монет от мирового Трачук назвал практику ювелиров-индивидуалов переплавлять для использования не слитковое золото (поскольку оно облагается НДС), а монеты. Однако, такая практика еще не получила широкого распространения.

На рынке памятных монет такого шального спроса в кризис не наблюдалось, независимо от того, использовались или нет драгметаллы при их чеканке. Более того, как сетует Гернот Майер, сейчас есть страны, где монетные дворы выпускают до 75 памятных монет в год. “Среднестатистический коллекционер уже не в силах все это купить”, - сокрушается специалист. А по словам главного специалиста-художника Национального банка Белоруссии Светланы Заскевич, в ее стране уже выпущено более 170 памятных монет. То есть предложение все более превышает спрос.

Поясним, памятные монеты приурочиваются к каким-либо событиям или специализированным темам вроде “Сказки народов мира” или “Архитектурные памятники национального масштаба”. Иначе говоря, темам, позволяющим заполнить аверс и реверс монеты большим количеством художественных элементов (иногда этих элементов столько, что номинал приходится писать на гурте (ребре) монеты). Кроме того, выпускаются памятные монеты небольшими тиражами и преимущественно с полировкой до зеркальности (качество “пруф”). Но и это не сильно поднимает спрос, и в свете происходящего затоваривания рынка монетные дворы вынуждены соревноваться в оригинальности.

Для справки приведем несколько примеров из будней этого состязания. Так, зная, что олимпийская тематика крайне популярна у коллекционеров, первыми к Сочинской Олимпиаде-2014 успела выпустить монеты не Россия, а страна Ниуэ (остров и одноименное государственное образование в свободной ассоциации с Новой Зеландией). Своего монетного двора там нет, и заказ на уже вторую монету серии был размещен в Польше. Вес монеты 26,15 грамм, серебро, достоинство – 1 доллар страны Ниуэ. На аверсе монеты изображен профиль британской королевы Елизаветы II, на реверсе монеты из серебра и цветной эмали – миниатюрное изображение фасада Сочинского аэропорта и взлетающий самолет на фоне ярко голубого неба.

Праллельно Республика Палау выпустила серебрянную монету “Изумруд” номиналом 5 долларов. На реверсе монеты изображена добыча изумрудов в шахте; рабочие выводят везущего тележку пони. И на тележке добытый минерал, который изображает вставленный настоящий изумруд. То есть, уже получается не столько монета, сколько ювелирное украшение. Со своей стороны, Камерун выпустил монету с изображением на реверсе бабочки, крылья которой покрыты 3D-голограммой.

И не надо думать, что Россия в этом параде дизайнерских изысков не участвует. Чего стоит пятикилограммовая золотая монета Банка России, которая была выпущена в честь 150-летнего юбилея ЦБ, намерением купить которую всполошил Интернет первый зампред Центробанка РФ Алексей Улюкаев. Ее номинал составляет 50 тысяч рублей, изготовлена она из золота 999-й пробы, в диаметре составляет 13 сантиметров, и имеет весьма ограниченный тираж — 50 экземпляров.

Проще говоря, соревнование за покупателя идет по всем параметрам. Точнее, как сообщил замдиректора Департамента наличного денежного обращения Центрального Банка России Алексей Пауничев, можно выделить четыре направления, в которых сейчас развивается дизайн памятных монет. Монеты-гиганты - монеты весом более килограмма, их Россия стала выпускать с 1999 года. Биметаллические монеты – и если прежде это были кольцо и диск из разных металлов, то теперь делаются вставки самой разной формы, например, изображение церковного колокола. Цветные монеты и монеты с позолоченными фрагментами. И, наконец, просто различные дизайнерские изыски в форме и содержании.

Но и это кардинально ситуацию не спасает. На конференции представитель немецкой компании MDM Muenzhandelsgesellschaft mbH & Co. KG Deutsche Muenze Ричард Борек был вынужден резюмировать: “Тиражи стали снижаться, нужны новые каналы сбыта”.

Игорь Чубаха