Posted 15 июня 2010,, 14:07

Published 15 июня 2010,, 14:07

Modified 1 апреля, 13:29

Updated 1 апреля, 13:29

Приморским мстителям сочувствуют

15 июня 2010, 14:07
Приморские «партизаны», бандиты или националисты – так по-разному называют их СМИ. Несколько боевиков погибли, другие – задержаны. И остается лишь ждать, кем объявит загадочную группу мстителей народная молва – русскими «робин гудами» или новой «Черной кошкой».

Приморские «партизаны», бандиты или националисты – так по-разному называют их СМИ. Несколько боевиков погибли, другие – задержаны. И остается лишь ждать, кем объявит загадочную группу мстителей народная молва – русскими «робин гудами» или новой «Черной кошкой».

Напомним, что так называемые «партизаны», по непроверенным сведениям, начали боевую деятельность еще в конце зимы, напав на патруль ППС. После этого они выдвинули властям ультиматум, потребовав прекратить «милицейский беспредел» и начать перестановки в правоохранительных органах. Поскольку ответа не последовало, группа в мае-июне совершила одно за другим ряд нападений на сотрудников милиции. В ходе этих атак как минимум один милиционер был убит.

В июне до властей, судя по всему, дошла серьезность намерений неизвестных преступников. После этого началась спецоперация по их задержанию, в которой на пиковом этапе, как утверждают приморские СМИ, участвовало до 1300 человек, среди которых было около 200 сотрудников «одной из спецслужб», прибывших в Приморье из Москвы. Массированная спецоперация с применением спецтехники (включая вертолеты), блокированием автомагистралей, проведением обысков у родственников и знакомых предполагаемых преступников принесла результаты. Уже к 11 июня с «бандой Романа Муромцева», как стали называть к тому времени вооруженную группировку СМИ, было покончено. Ее «взяли» в Уссурийске, где так называемые «партизаны» хотели пересидеть масштабную облаву.

Двое – Александр Сладких (19 лет) и Андрей Сухорада (22 года) – покончили с собой. Следствие, правда, эту версию сейчас проверяет, предполагая, что речь могла идти и о том, что они были убиты во время вооруженного сопротивления. 18-летний Роман Савченко сдался милиции. Сдался правоохранительным органам и Александр Ковтун. Кроме того, был задержан Максим Кириллов, оказывавший, по версии местных СМИ, помощь преступникам. Про него уже сообщалось, что он в результате задержания оказался в госпитале и то ли уже умер, то ли находится в крайне тяжелом состоянии. Что касается собственно Романа Муромцева, от лица которого в Интернете распространялись воззвания националистического толка, призванные доказать, что идеологической базой «партизан» был именно русский фашизм, то он оказался вовсе не причастен к действиям преступной группировки. Не говоря уж о том, что он никогда не служил в Чечне, и более того – в ВДВ, зато был неоднократно судим.

Расследование деятельности военизированной группировки, объявившей войну милиции в Кировском районе Приморского края, еще только начинается. И версий, по меньшей мере, три. В соответствии с первой, речь идет о националистах, давно занимавшихся военной подготовкой и вышедших на «тропу войны» для установления «истинно русского порядка» в стране. Эта версия, казалось бы, подтверждается тем, что и в Интернете, и в печати за время спецоперации появилось несколько воззваний националистического толка. Однако авторство этих «афишек» сомнительно – публиковались они, как уже говорилось, от лица Романа Муромцева, не бывшего членом банды, а появлялись в открытом доступе уже тогда, когда «партизаны», по оперативным данным, ушли в тайгу.

Согласно второй версии, речь идет об обычных бандитах, которые по неизвестным причинам предпочли грабить и убивать милиционеров, а не представителей других профессий и сословий. Якобы те слишком эффективно мешали их криминальной деятельности. Эту откровенно «ходульную» и неправдоподобную версию, высказанную «источниками в МВД» приморским СМИ, журналисты осмеливались публиковать лишь в первые дни спецоперации. А затем постарались о ней забыть. Как забыли, кстати, и об информации об обнаружении в ходе преследования «партизан» трупов двух мужчин с перерезанным горлом. О том, кто были эти люди, и вообще – были ли они, правоохранительные органы сегодня молчат.

Наконец, третья версия - самая «революционная». Как говорят многие из тех, кто знал молодых людей (или бандитов) до их «ухода в тайгу», все они были обижены сотрудниками милиции из своего родного Кировского района Приморского края. Кого-то избили, кого-то задержали незаконно, у кого-то якобы от рук представителей правоохранительных органов погибли родственники. И вот, со свойственным юности максимализмом, эти молодые ребята, попытавшись достучаться до властей, взяли в руки оружие и ушли в лес. Бороться, как им казалось, за правду.

Эта версия, очевидно, наиболее неудобна для властей, поскольку превращает преступников, совершивших несколько нападений на милиционеров, в борцов за «народное добро». Эдаких российских «че гевар». Во что-то вроде исламских радикалов на Северном Кавказе, которые, как они уверяют, борются с коррумпированными чиновниками и правоохранителями. Соответственно, хотя пока до конца непонятно даже, какой версии предпочли бы придерживаться власти, третью они выберут, только если факты заставят.

Зато значительная часть россиян, к добру или к худу, уже сейчас придерживается третьей версии. Достаточно сказать, что уже собираются деньги на адвокатов арестованным «партизанам», которых якобы избивают «в милицейских застенках». А в родном городке Кировский прошла мирная демонстрация в поддержку местных «робин гудов», участники которой прошагали, в том числе, и мимо городского отделения милиции, остановившись около него на некоторое время.

Можно с уверенностью сказать, что теперь, даже если так называемые «партизаны» по доброй воле заявят, что намеревались воровать и убивать, а не восстанавливать справедливость, многие им просто не поверят. Скажут: выбили показания. И по-прежнему будут считать мифическую «группу Муромцева» борцами за народное счастье, которые первые вступили в борьбу против «антинародного режима» с оружием в руках. Ну а любой случай нападения на милиционеров СМИ будут рассматривать под лупой – точно ли это обычное криминальное происшествие, или речь идет о новых «партизанах».

Наконец, вероятно даже появление самозванца – «настоящего Романа Муромцева», который якобы руководил группой в Приморском крае и сумел по тайге уйти от Уссурийска, скажем, до Москвы. И в это многие также могут захотеть поверить. Именно захотеть – потому что слишком сильны в обществе так называемые «протестные настроения», а главное – жажда справедливости.

Иван Преображенский