Posted 8 июля 2010,, 18:10

Published 8 июля 2010,, 18:10

Modified 1 апреля, 13:11

Updated 1 апреля, 13:11

Милиционеры устали от критики (фото)

8 июля 2010, 18:10
Петербургский университет МВД неожиданно пригласил на свою территорию журналистов – для «повышения взаимного доверия». Что вышло из этого смелого эксперимента, рассказывает репортер ИА «Росбалт».

Петербургский университет МВД неожиданно пригласил на свою территорию журналистов – для «повышения взаимного доверия». Что вышло из этого смелого эксперимента, рассказывает репортер ИА «Росбалт».

Приглашения от имени начальника СПб университета МВД России Василия Кудина получили все СМИ Санкт-Петербурга, однако откликнулись не больше десятка редакций. Возможно, потому, что официально мероприятие называлось так: «Подготовка специалистов для органов внутренних дел в свете модернизации системы МВД РФ: открытый диалог со СМИ».

И действительно, первые два часа мероприятия вполне соответствовали этому названию: журналисты выслушали несколько докладов про «инновационные технологии обучения» и некие принципиальные изменения, которые не позволят добропорядочным милиционерам перерождаться в оборотней в погонах.

Одна из инноваций была озвучена доктором юридических наук Юрием Аврутиным. По его словам, новый проект закона «О милиции», разработанный при участии СПб университета МВД, содержит принципиально новый подход в отношениях милиционера и гражданина, где милиционеры станут помощниками граждан, а не сатрапами. Поэтому (цитирую доктора наук): российские милиционеры будущего уже не будут говорить гражданам унылое «пройдемте!», а скажут так: «давайте вместе подумаем, как решать вашу проблему».

Похоже, я уже встречался с милиционерами из будущего, потому что эту фразу мне однажды проговаривали сотрудники ДПС.

Предложения других докладчиков по реформированию милиции были примерно такого же сорта – например, введение института наставничества, культивирование регби среди курсантов или активизация международного сотрудничества с правоохранителями других стран.

Впрочем, легко смеяться над людьми, от которых ничего не зависит. Иначе они бы давно уже написали один, но короткий доклад, где сразу после заголовка «Как нам реформировать милицию?» стояла бы всего две строчки:

1) повысить зарплату милиционеров в пять раз;

2) кардинально увеличить ответственность милиционеров за должностные преступления.

Но ведь не преподаватели университетов формируют бюджетную и судебную политику страны, так что когда они начинали укорять прессу за негативные публикации в отношении милиционеров, им даже отвечать не хотелось.

Потом доклады закончились и журналистам предложили прогуляться по университету, чтобы своим глазами увидеть, каких хороших милиционеров выпускает это учебное заведение. И это действительно факт – некоторые дипломницы были не просто хорошими, а очень даже хорошенькими.

Впрочем, меня больше поразила огромная фотография Валентины Матвиенко с подписью «Мой институт, моя честь» на плацу перед неприметным серым зданием. Едва я сделал снимок, раздался гневный крик: «Кто такой? Сюда иди!».

Оказалось, на территории Университета МВД располагается еще и секретный Институт МВД, начальник которого не был поставлен в известность о визите журналистов. Поэтому он очень занервничал, увидев человека с фотоаппаратом, неизвестно для каких преступных целей фотографирующего губернатора Санкт-Петербурга.

Выдав мне тайну про свой институт (про который я раньше слыхом не слыхивал), начальник потребовал, чтобы я отошел от портрета на сто шагов, что я и сделал.

И очень вовремя – журналистов пригласили в тир университета, где курсанты сдавали зачет по стрельбе из пистолета Макарова. Стреляли и юноши, и девушки, причем оказалось, что девушки в этот раз отстрелялись лучше.

В тире майор милиции Евгений Ефимов, преподаватель кафедры огневой подготовки, неожиданно заявил мне, что не согласен с последними веяниями в МВД, направленными на ограничение оборота оружия у населения. «В стране сотни тысяч охотников, а несчастных случаев с оружием единицы. Потому что люди научились ответственно относиться к оружию. Что касается травматического оружия, то если его запретить, будут убивать отвертками. И так большая часть «бытовух» совершается в стране разным подручным инвентарем или кухонными ножами», - рассказал майор, подчеркнув, что это его личное мнение, а не позиция кафедры.

Интересно, что эти его слова в корне расходятся с мнением высшего руководства МВД, последние несколько лет пытающегося разоружить россиян и уже разоружившего частных охранников.

Из тира журналистов повели снова на плац, где группа курсантов показала, что они готовы обходиться без оружия, применяя приемы самбо. Потом сотрудники ДПС показали, как они могут останавливать автомашины и выковыривать оттуда преступников, а еще через несколько минут университетский оркестр сыграл вальс, под который станцевали двое курсантов.

Все это было очень мило, но не имело ни малейшего отношения к заявленной теме мероприятия – «модернизации системы МВД РФ» или «открытому диалогу со СМИ».

Впрочем, тут я оказался посрамлен – открытый диалог со СМИ был предложен журналистам в финале. Нас отвели в банкетный зал университетской столовой и усадили за накрытый стол.

Помимо качественных закусок, журналистам было предложено хорошее спиртное (виски, коньяк, вино), а также разнообразные горячие блюда. Больше того, всем без исключения присутствующим вручили именные грамоты с формулировкой «за формирование в СМИ положительного образа сотрудника органов внутренних дел». От обеда я отказался, но грамоту принял – такой у меня еще не было.

Вручая мне эту грамоту, Василий Кудин грустно сказал: «Ну, вы там, в «Росбалте», постарайтесь про милицию не только негатив писать. Нам-то, офицерам, уже все равно, мы ко всему привычные, но курсантов жалко. Они ведь все чаще спрашивают – почему российская пресса нас так гнобит?».

Увы, для ответа достаточно парочки последних питерских новостей: «Милиционеры-садисты получили реальные сроки» или «Треть милиционеров 86 о/м находятся под следствием».

Евгений Зубарев, фото и видео автора