Posted 8 апреля 2011,, 11:41

Published 8 апреля 2011,, 11:41

Modified 1 апреля, 08:48

Updated 1 апреля, 08:48

Жилье в рассрочку: платежи те же – бумажек меньше

8 апреля 2011, 11:41
В столице меняется порядок приобретения очередниками «возмездного жилья» в рассрочку. В связи с этим в городе появилось много разговоров и домыслов. «Росбалт» решил развеять сомнения.

В столице меняется порядок приобретения очередниками «возмездного жилья» в рассрочку. В связи с этим ходит много разговоров: можно услышать, о том, как некие юридически грамотные молодые семьи «прищучили» городских бюрократов, долгие годы незаконно взимавших с очередников проценты за услуги организации, оформлявшей договоры купли-продажи.

И о том, что в результате всей этой борьбы, власти отменили платеж за услуги посредника, зато взяли и удвоили сами проценты за рассрочку платежа, так что ничего бедолаги-граждане не выиграли. Как всегда в таких случаях, кто-то высказывает возмущение и намерение продолжать борьбу.

Со своей стороны, суть дела корреспонденту разъяснил заместитель начальника управления жилищной политики Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Дмитрий Краснов. Главное: действительно, платежи остаются практически теми же, что были (точнее, они сокращаются на незначительную в рамках такой сделки сумму). А происходящие изменения вызваны не деятельностью «борцов за правду», а прежде всего тем, что за прошедшие годы поменялось федеральное законодательство, и к нему приходится примеряться.

Сам по себе процесс «возмездной реализации жилья очередникам», как рассказал представитель Департамента, идет с 1999 года. Суть его в том, что, как известно, город продолжает давать бесплатное жилье нуждающимся москвичам – но бесплатная очередь, увы, длинна и составляет что-то около 20 лет. Однако те из очередников, у кого не хватит денег на покупку квартиры на свободном рынке, но кое-какие сбережения все же имеются, могут купить жилье у города по себестоимости, по льготным ценам в рассрочку.

Речь идет, правда, лишь о тех, кто встал на очередь до 1 марта 2005 года. С тех пор на учет ставят только малоимущих. Ну, а человеку, который подтвердил, что он малоимущий, город не может предлагать квартиру у него купить. Но «хвост еще очень велик» - более 120 тыс. семей, и среди них немало тех, кто в эти дни решает купить по льготной цене. Этот вопрос «закроется» еще не скоро.

Льготы эти велики: скажем, рыночная цена типичной для нашего времени квартиры площадью в 60 кв. метров составляет что-то около 5,5 млн рублей. А очереднику город может продать ее примерно за 2 млн рублей – это та себестоимость, в которую квартира обходится городскому бюджету. Кстати, за те годы, что покупатель простоял в очереди, он может еще и претендовать на скидку с этой льготной суммы, в зависимости от числа лет, даже до 70%, а если квартира расположена за пределами города, то итоговая сумма уменьшится еще в два раза.

И все это – в рассрочку, причем максимальный срок до недавнего времени был 15 лет. А с какого-то момента был введен еще и минимальный срок – пять лет. То есть, сразу все тоже уплатить нельзя. «Раньше этого ограничения не было, - рассказал Краснов. - Но с какого-то момента мы стали замечать, что квартиры, которые мы предоставили людям, начали появляться на рынке. То есть, семья успешно продавала квартиру, переезжала к маме, спустя пять лет вставала на жилищный учет и через какой-то момент опять могла получить квартиру». Чтобы этого не было, решено было установить запретительный срок, в течение которого не разрешается досрочно осуществить выплаты за приобретаемое жилье. В течение этого срока человек пользуется квартирой, но полностью ее оплатить и стать собственником жилья он не может.

Программа, как видим, достаточно социальная. Все же, за рассрочку город, как и всякий «кредитор», берет проценты. До сих пор это было 5% годовых. И еще 5% взимал тот самый «посредник», против которого взбунтовались некоторые очередники.

Это тоже объясняется просто: программа довольно масштабная, за прошедшие годы ею воспользовались около 30 тыс. семей, приблизительно по 3 тыс. в год. «В прошлом году таким образом должны были улучшить условия 2 тыс. 965 семей, - рассказал Дмитрий Краснов. - Учитывая, что Департамент существует в рамках штатного расписания и все его сотрудники являются государственными служащими, мы не можем расширять штаты до бесконечности. Поэтому еще в 1999 году было создано тогда еще унитарное предприятие города Москвы (МУП) «Московский городской Центр арендного жилья», которое и занималось вопросами заключения и сопровождения договоров купли-продажи с рассрочкой платежа».

Уплата процентов городу ни у кого видимых возражений не вызвала, а вот уплата 5% за услуги ЦАЖ (так сокращенно называется Центр арендного жилья) понравилась не всем, хотя, по оценке Департамента, протестующих было немного.

«Всегда найдется человек, который по жизни чем-то недоволен, - подчеркнул Краснов. - Вы покупаете колбасу по 300 рублей. Потом выходите из магазина и начинаете кричать: «Дороговато! Давайте пройдемся с пикетом вокруг магазина, чтобы нам вернуть половину!» Было-то всего две-три семьи таких баламутов, но социальные сети сейчас развиты, Интернет доступен всем. Они завели блоги, у них целые ветки, посвященные тому, что они были обойдены».

Некоторые из борцов, по данным властей, даже не скрывали: «Мы сейчас у Департамента отсудим кусок уплаченных денег, а заодно потребуем досрочного разрешения на погашение, потому что мы собираемся уезжать в Канаду». «Или вот еще: участники программы «Молодой семье – доступное жилье» (далее - «молодые семьи», помимо вышеуказанного, имеют и право на списание части долга после рождения детей, - отметил Краснов. - Самая горластая и продвинутая дама, которая начала это все баламутить, не относится к категории членов «молодых семей». Так она всех замучила, чтобы ей списали. Ну, не молодая она, что делать!»

Однако ЦАЖ прекратил свою работу не в результате деятельности жалобщиков. Как подчеркнул Дмитрий Краснов, за истекшие годы были приняты федеральные законы о том, что предприятия или фирмы, оказывающие такие услуги, должны подбираться по конкурсу – а ЦАЖ был просто создан волевым решением в 1999 году, когда таких законов не было. Какое-то время все тянулось по инерции, - а после, как заметил заместитель начальника управления, «нам напомнили», что пора свою работу приводить в соответствие с федеральным законодательством. Вот тут Дмитрий Краснов не исключает, что «напоминание» могло быть ускорено жалобами в Федеральную антимонопольную службу и прокуратуру.

В итоге: правительство Москвы поведет в ближайшее время – ориентировочно в течение пары месяцев - конкурс по подбору нового предприятия или учреждения, которое возьмет на себя работу по заключению договоров «возмездного жилья». В этом конкурсе сможет принять участие и ЦАЖ, но на общих основаниях, и если он не выиграет, то, вероятно, изменит направление своей деятельности. Еще одна новость, для кого-то не самая приятная – максимальный срок рассрочки снижается с 15 лет до 10.

А что же с платежами? «Уровень платежей сохраняется, - подчеркнул Дмитрий Краснов. –Но теперь плата за рассрочку на уровне 10,5% годовых будет поступать в виде единого платежа на расчетный счет казначейства Москвы. Затем выбранное по конкурсу предприятие будет получать из бюджета Москвы возмещение понесенных им затрат на оказанные им услуги. В общем, было две платежки, теперь станет одна. Абсолютная сумма платежа будет даже немножко меньше, потому что услуги ЦАЖ облагались НДС – что-то около 0,4%. Платили 10,9% - будут платить 10,5%. При новой системе НДС для покупателя не возникает. Заплатит чуть поменьше – но это не те деньги, чтобы из-за них скандалить».

Леонид Смирнов