Posted 13 мая 2011,, 13:58

Published 13 мая 2011,, 13:58

Modified 1 апреля, 07:58

Updated 1 апреля, 07:58

Станковая живопись Путина

13 мая 2011, 13:58
Владимир Путин пообещал «поднять» российское станкостроение - по привычке, при помощи федеральных программ. Но как таковой отрасли в России уже нет. И денежный дождь вряд ли поможет чему-нибудь вырасти на этом поле.

Владимир Путин пообещал "поднять" российское станкостроение. Опять во главу угла положен принцип тушить пожар деньгами федеральных программ. Но как таковой отрасли в России уже нет, и денежный дождь вряд ли поможет чему-нибудь вырасти на этом поле.

Выступая в среду на съезде Союза машиностроителей, председатель правительства РФ Владимир Путин буквально объявил курс на новую индустриализацию страны. "Для нас совершенно очевидно, что на территории России должна действовать вся технологическая и промышленная цепочка – от проведения исследовательских и конструкторских работ до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска конечной продукции", - заявил он. В частности, премьер обратил внимание на станкостроение. "Его доля в ВВП страны ну просто очень маленькая - вы знаете, даже говорить не хочется, но тем не менее - в 10 раз меньше, чем в Китае или, скажем, Италии, в 15 раз меньше, чем в Германии, - отметил Путин. - А между тем производство станков – это фондообразующая отрасль, которая обеспечивает технологическим оборудованием все стратегические сферы машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов". Уточним: доля станкостроительной отрасли в ВВП России – 0,02-0,03%.

По словам Путина, уже принят ряд решений, призванных исправить ситуацию. Например, утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011–2016 годы" (сама ФЦП будет принята в ближайшее время). "На финансирование НИОКР по разработке новых видов станочного оборудования в текущем году будет направлено более 1 млрд рублей", - подчеркнул премьер.

Программа предусматривает два этапа реализации. Первый (до 2013 года) подразумевает разработку инструментария, второй (2014 – 2016 годы) отводится на создание мощностей по производству оборудования. В целом на реализацию программы планируется выделить 27,1 млрд рублей, из которых 13,7 млрд рублей – бюджетные средства.

При этом в оценках состояния российского станкостроения присутствует весь спектр мнений. Например, на сайте КПРФ отрасль почти похоронили: "Несмотря на то, что проводимая в стране деиндустриализация еще не уничтожила рабочий класс, сфера приложения труда рабочих в экономике страны неуклонно снижается. С экономической карты России практически исчезли станкостроение и авиационная промышленность, приборостроение и текстильная индустрия. Например, в середине 90-х годов ХХ века в РФ ежегодно выпускали 12-15 тыс. металлорежущих станков. Уже к 2000 году их производство упало до 100 штук в год. В 2005 году в России производителей машин и оборудования было 74,2 тыс. предприятий, а в 2009 году уже менее 49 тыс...". Например, в Петербурге станкостроительная отрасль практически вымерла. В качестве примера можно вспомнить хотя бы один из ведущих петербургских станкостроительных заводов «Свердлов», который в 2003 году был обанкрочен, а в 2005 году на его площадках разместился бизнес-центр.

Между тем, директор департамента базовых отраслей промышленности Минпромторга России Виктор Семенов ничего трагического в состоянии отрасли не видит: "Естественный отбор" 1990-х годов, когда станкоинструментальная промышленность России очень быстро сокращалась, привел к тому, что в отрасли остались в основном стабильные эффективные предприятия, освоившие выпуск конкурентоспособной продукции. Отрасль вышла на своего рода плато, где находится в течение продолжительного времени". По его словам, сегодня российская станкоинструментальная промышленность представляет собой компактную отрасль: более 100 небольших предприятий с долей в промышленном производстве менее одного процента и числом работников около 100 тыс. человек.

Впрочем, на уровне аксиомы в народном сознании закреплено, что на российских заводах стоят древние станки, и прежде всего по этой причине производительность труда в России гораздо ниже, чем в развитых странах. А значит, весь парк станков в стране нужно обновлять. "Ключевой вопрос – это основные фонды предприятий машиностроительного комплекса, значительная часть которых физически и морально изношена, - заявил и Путин. - При этом коэффициент обновления технологического оборудования, станков составляет не более 1% в год – ну очень мало, темп очень маленький! Парк технологического оборудования в стране насчитывает около 1,5 млн единиц и состоит на 90% из отечественных образцов".

Оставим политологам обсуждение вопроса о том, что премьер в предвыборной гонке отнимает "фирменные фишки" у президента. Главное - был бы толк с этих инициатив. И здесь возникают сомнения.

Во-первых, сама по себе привычка тушить пожар деньгами федеральных программ внешне выглядит эффектно, но на профессионалов впечатления не производит. "Я не верю в то, что государство может быть более эффективным инвестором, чем частный сектор, - заявил в ходе конференции ИК "Финам" председатель Национального совета по развитию инвестиционного климата Юрий Войцеховский. - Я против субсидий в экономике. Считаю, что они в большей степени ведут к перекосам и коррупции".

Во-вторых, премьер намерен помогать формированию технологических альянсов и создавать стимулы для прихода в Россию ведущих мировых производителей. Это на словах. А на практике пока все делается с точностью наоборот.

"Проблема в том, что сейчас инвестклимат хуже, чем даже в 90-е, - вынужден констатировать директор фонда "Центр развития фондового рынка" Юрий Данилов. - С риском бандитского нападения можно было работать - нанимать телохранителей, стимулировать правоохранителей и т.д. С риском силового наезда работать гораздо сложнее. Можно, конечно, говорить, что силовики гуманнее - убивают нечасто, предпочитают пытать, сажать и иными, более "гуманными" способами отнимать бизнес, но, уверен, на качестве инвестиционного климата в позитивную сторону это не сказывается».

"Когда речь идет об улучшении климата, то это должно привлечь всех инвесторов, включая российских. Наивно ожидать крупных и долгосрочных иностранных инвестиций, если у нас происходит отток капитала", - со своей стороны, отметил Войцеховский.

Наконец, Путин обещает удешевление кредитов через механизмы субсидирования процентных ставок - прежде всего, по кредитам на технологическое перевооружение и реализацию инвестиционных проектов. "В текущем году направим на эти цели более 8,5 млрд рублей, - сообщил он. - Также продолжим помогать машиностроительному комплексу через привлечение ресурсов Внешэкономбанка и других институтов развития".

Это именно то, о чем представители отрасли просят второе десятилетие. Например, ассоциация "Станкоинструмент" только за 2010 год подготовила и направила более 20 обращений в госструктуры с конкретными предложениями по развитию отрасли. Но что мешало оказать поддержку раньше? Поэтому нет никаких гарантий, что это будет сделано сейчас. Ведь исполнять поручения Путина предстоит тем самым людям, которые столько лет все жалобы игнорировали. Никто не уволен.

Между тем, по оценкам Межкомиссионной рабочей группы по вопросам модернизации промышленности Общественной палаты РФ, доля импорта станков у отечественных потребителей достигает 80-90%. Поэтому с большой долей вероятности все планы индустриализации забудутся после президентских выборов в 2012 году.

Игорь Чубаха