Posted 8 ноября 2011,, 06:53
Published 8 ноября 2011,, 06:53
Modified 1 апреля, 04:13
Updated 1 апреля, 04:13
ВЛАДИВОСТОК, 8 ноября. В аэропорту Владивостока введен беспрецедентный для России режим "открытого неба". Любой иностранный перевозчик может летать туда сколько захочет, вне зависимости от условий соглашений об авиасообщении его страны с Россией.
Как пишет "Коммерсант", в первую очередь это интересно китайцам, которые смогут обойти собственные ограничения в прямых рейсах в США. Фактически речь идет о технических посадках, но и российских пассажиров иностранцам позволят забирать. Российские компании взамен могут получить дополнительные рейсы в страны, чьи перевозчики воспользуются режимом. Аэропорту он принесет дополнительные доходы, которые позволят хоть как-то компенсировать вложение государства $1 млрд в его реконструкцию.
В пресс-службе московского аэропорта "Шереметьево" отмечают, что режим "открытого неба" позволит увеличить транзитный пассажиропоток на 1-5 млн пассажиров в год. "Расположенный в 600 км от Владивостока аэропорт Сеула, открыв небо, смог за десять лет увеличить пассажиропоток вдвое — с 18 млн до 36 млн пассажиров, а количество транзитных пассажиров — с 5 млн до 28 млн",— утверждают в пресс-службе аэропорта. По словам представителя аэропорта, о своем интересе полетов через Владивосток уже заявили "китайские, австралийские и американские авиакомпании".
Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак поясняет, что режим "открытого неба" с "пятой свободой воздуха" авиакомпании используют обычно как способ обхода ограничений двусторонних межправительственных соглашений по авиасообщению. Эти соглашения устанавливают, какие перевозчики, в какие города того или иного государства и с какой частотой могут летать из своей страны. "У Китая, Гонконга, Кореи и стран Юго-Восточной Азии весьма либеральные соглашения с Европой, но с США, наоборот, довольно жесткие",— уточняет эксперт. Обойти их и может помочь Владивосток.
Для этого, например, китайская авиакомпания должна подписать код-шеринговое соглашение с одной из американских авиакомпаний по рейсам в США из Владивостока.
И дальше она будет летать под своими кодами из Китая во Владивосток, а затем под кодом партнера — дальше в США. То есть перелет окажется эквивалентен прямому рейсу, который по соглашению об авиасообщении между США и Китаем был бы запрещен. Фактически посадка во Владивостоке будет чисто технической, поясняет Борис Рыбак, но аэропорт получит от этого доход, могут быть "подхвачены" по дороге и российские пассажиры.
Аналогичные полеты теоретически могли бы выполнять и российские авиакомпании, создав во Владивостоке хаб. Но они в значительной степени ограничены условиями межправительственных соглашений России, например, с тем же Китаем или США. В результате российские перевозчики восприняли решение Минтранса резко негативно.
Источник газеты в одной из авиакомпаний назвал ситуацию "госвредительством". Он опасается, что иностранные конкуренты не только получат дополнительные возможности, но и отберут часть существующего пассажиропотока российских перевозчиков. Например, "Владивосток Авиа" и S7 подвозят пассажиров из Владивостока до транзитных аэропортов другим авиакомпаниям на рейсах в Австралию или другие страны.
Но чиновник Минтранса заверил, что в обмен на "открытое небо" российские авиавласти будут добиваться увеличения частот на прямые рейсы в соответствующие страны для отечественных компаний. "Просто так предоставлять Владивосток для транзита мы не будем",— говорит он. То есть, по сути, новый режим будет все-таки разрешительным, но в гораздо более либеральной форме, нежели межправительственные соглашения.