Posted 9 апреля 2012,, 12:55

Published 9 апреля 2012,, 12:55

Modified 1 апреля, 01:53

Updated 1 апреля, 01:53

В Петербурге раздали премию самым авангардным

9 апреля 2012, 12:55
Сергей Курехин – человек-феномен, стоявший у истоков петербургского авангарда, и премия, которая носит его имя, полностью ему соответствует. Она независима и ни на что не похожа.

В Петербурге в здании бывшего кинотеатра «Прибой» на Васильевском острове, где с 2004 года «прописан» Центр современного искусства имени Сергея Курехина, состоялась третья по счету церемония вручения одноименной премии в области современного искусства.

Сергей Курехин – человек-феномен, стоявший у истоков петербургского авангарда, и премия, которая носит его имя, полностью ему соответствует. Она независима, непосредственна и ни на что не похожа.

Премия объединяет талантливых представителей разных направлений современного искусства, не вписывающихся в рамки сегодняшнего мэйн-стрима. Их работы удивляют и порой шокируют, вызывают неоднозначную реакцию и заставляют задуматься. Они загадочные, диковатые и, вне всякого сомнения, авангардные.

Все в этой премии необычно и свежо, всем правит музыка: вместо стандартной сцены – остров в центре зала, на котором расположился дирижер, руководящий оркестром из одетых в тельняшки музыкантов, вместо торжественной ведущей – сюрреалистичная развязная дива в духе кабаре, нараспев завывающая имена тех, кто должен подняться к микрофону, чтобы объявить имя победителя в очередной номинации.

Всего премия вручалась в восьми категориях. Лучший текст о современной культуре (премия для журналистов, критиков и искусствоведов), Лучший кураторский проект, Лучшее произведение визуального искусства (инсталляция, объект, живопись, скульптура), Лучший медиа-объект (видеоарт, кино, анимация), Искусство в общественном пространстве (проекты public art, land art,граффити), Этно-Механика (лучший world music проект), Электро-Механика (лучший проект в сфере электронной музыки), и, наконец, Гран-при «Поп-Механика» (синтетический проект, возможно с участием живой музыкальной составляющей, радикальный fashion performance, поэтический перформанс).

К слову, дизайн самого приза премии меняется от года к году. В 2010-м, когда приз вручали впервые, над ним работал художник Сергей Бугаев (Африка), а затем возникла традиция: авторские призы делает лауреат предыдущего года. Поэтому ко второй церемонии их изготовил победитель в номинации «Лучший визуальный объект» Петр Белый, а в этом году лауреатам вручали призы работы Бориса Казакова, который в 2010-м стал лучшим в номинации «Паблик-арт».

В этом году почетная награда предстала в виде курицы, в своем стремлении взлететь разбивающей тесную скорлупу.

Лучшим медиа-объектом 2011 года была признана «Священная аллегория» - завораживающая работа AES+F. Вдохновением для ее создания послужила картина Джованни Беллини Allegoria Sacra, сюжет которой до конца не понятен даже историкам искусства.

Беллини изобразил на берегу озера или широкой реки множество самых разных персонажей христианской и античной мифологии, которые замерли в ожидании чего-то. Согласно одной из версий, таким образом художник изображает Чистилище, где ждут решения своей судьбы души умерших праведников.

АES+F перенесли действие картины в наше время, населив странными образами зал ожидания международного аэропорта. Здесь и бледный юноша, пронзенный стрелами – святой Себастьян, и седовласый мужчина в форме американского полицейского, но с мечом в руке, напоминающий апостола Павла, и даже супер-модель Данила Поляков в образе рыжего кентавра.

В номинации "Искусство в общественном пространстве" победила Жанна Кадырова и ее проект «Форма света». Она материализовала структуру света. В ее работе, открытие которой состоялось 27 мая 2011г. в Киеве, почти невесомый луч прожектора, который в реальной жизни остается незамеченным, обрел массивность и монументальность, неподвижность и тяжесть.

Лучшим кураторским проектом признали «Заложники пустоты» Кирилла Алексеева и Кирилла Светлякова, а премия за лучшее произведение визуального искусства (станковый объект) ушла Евгению Юфиту. Лучшим текстом о современной культуре была названа книга «История искусства для собак» Александра Боровского, а гран-при «Поп-механика» получил известный альтернативный модельер, художник и актер Сергей Чернов за серию перфомансов в 2010-2011 годах.

Разумеется, не обошли вниманием и достижения современных музыкантов. Премия «Электро-механика» досталась дуэту The Taiga и VJ Тарас Геш, а «Этно-Механика» - группе Kira Lao.

Вручение премий сопровождалось творческим безумием: музыканты оркестра Таврической капеллы играли произведения Сергея Курехина, параллельно пуская мыльные пузыри и надувая красные воздушные шарики, гостей церемонии провожали к микрофону потрепанные невесты с размазанной помадой, брутальные зайцы в шапках-ушанкаи и патлатые персонажи, отдаленно напоминающие Пьеро.

В этот вечер царила атмосфера творческой свободы и приятного хаоса, в которую интересно было погрузиться даже тем, кто от современного искусства далек.

Премия имени Сергея Курехина – стильная и немного хулиганская, в чем и заключается ее главное очарование.