Posted 22 июля 2012,, 03:37

Published 22 июля 2012,, 03:37

Modified 1 апреля, 00:18

Updated 1 апреля, 00:18

Оперный певец из Мариинки лишился роли за татуировку со свастикой

22 июля 2012, 03:37

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 июля. Петербург оказался вовлечен в новый скандал, связанный с оперным искусством. Солист Мариинского театра Евгений Никитин был вынужден отказаться от партии в опере «Летучий голландец» Рихарда Вагнера. Выступление должно было состояться 25 июля в рамках фестиваля опер Вагнера в немецком Байрейте. Причиной решения певца послужил показ на канале ZDF сюжета, в котором рассказывалось, что на груди у него была татуировка в виде свастики, которая ныне закрыта другим рисунком, передают "Известия".

После выхода программы на сайте Байрейтского фестиваля появилось заявление Никитина, где говорится, что татуировку он сделал в юности и сегодня считает этот поступок серьезной ошибкой. Вместе с тем, продолжает Никитин, он понимает, что данная символика, ассоциирующаяся с фашистской идеологией, несовместима с гуманистическими идеалами фестиваля и поэтому он должен отказаться от участия в нем.

Бас-баритон Евгений Никитин является солистом Мариинского театра с 1997 года, причем вагнеровские партии занимают особое место в его репертуаре. Как вагнеровский певец выступал на крупнейших сценах мира. В Метрополитен-oпера пел Погнера («Нюрнбергские мейстерзингеры»), Фазольта («Золото Рейна»), в Парижской опере — Клингзора («Парсифаль»). Среди недавних ангажементов артиста — Голландец в «Летучем Голландце» в Торонто, Лейпциге и Баден-Бадене (дирижер Валерий Гергиев); партии Странника в «Зигфриде» на фестивале "Би-Би-Си Промс" (дирижер Кристоф Эшенбах) и Амфортаса в «Парсифале» в Валенсии (дирижер Лорин Маазель).

Дебют в Байрейте в постановке «Летучего голландца» под управлением Кристиана Тилеманна ожидался поклонниками солиста с особым нетерпением — за всю историю этого фестиваля ни один русский певец в нем не участвовал. Байрейтский фестиваль (Bayreuther Festspiele) — ежегодный летний фестиваль, на котором исполняются музыкальные драмы Рихарда Вагнера. Основан самим композитором в 1876 году, проводится в баварском городе Байрейте в специально построенном для этого театре.

Особо щепетильное отношение организаторов фестиваля к любым проявлениям нацистской идеологии объясняется неоднозначной репутацией его отца-основателя — Рихарда Вагнера, чью музыку за духоподъемность и арийский колорит высоко ценил Адольф Гитлер.

Будучи важным элементом пропагандистской машины Третьего рейха, сочинения Вагнера звучали и во время нацистских торжеств, и в концлагерях — во время казней. В Израиле публичные исполнения произведений великого немецкого композитора до сих пор под запретом.