Posted 31 января 2013,, 15:02

Published 31 января 2013,, 15:02

Modified 31 марта, 21:12

Updated 31 марта, 21:12

Самоназначения и «самострелы»

31 января 2013, 15:02
Иван Преображенский
Назначения глав регионов все менее объяснимы, бизнес делит ключевые финансовые посты, а давление на либералов усиливается. В число жертв, похоже, попал и Дмитрий Медведев, хотя есть версия, что он сам организует информационные атаки на себя.

Назначения региональных руководителей все менее объяснимы, бизнес делит ключевые финансовые посты, а давление даже на ту часть либералов, которая лояльно пыталась встроиться во власть, становится все более явным. В число потенциальных жертв, похоже, попал даже Дмитрий Медведев, хотя злые языки утверждают, что премьер сам организует на себя информационные «атаки» с целью сохранить имидж «оппозиционера во власти». Таковы ключевые политические слухи уходящей недели.

Назначение исполняющим обязанности президента Дагестана Рамазана Абдулатипова, политика еще горбачевской эпохи, стало, пожалуй, самым странным кадровым решением последнего времени. По слухам, Кремль не смог примирить дагестанский национальные общины и делящие между собой власть кланы, а президент Магомедсалам Магомедов так и не сумел объединить вокруг себя правящий класс республики.

На фоне продолжающейся в Дагестане необъявленной гражданской войны между кланами, традиционным исламом и радикалами, а также боевиками и «силовиками», неудовольствие в Москве якобы вызывал конфликт Магомедова (сына давнего многолетнего президента северокавказской республики) с руководством спецслужб и полиции.

По слухам, назначение Абдулатипова в итоге оказалось едва ли не вынужденным. Как и последующее перемещение его предшественника в администрацию президента России на пост замглавы без какого-либо ясного круга полномочий.

Последнее назначение, кстати, демонстрирует реальную роль Северного Кавказа во внутренней политике России. Глава всего лишь одной из республик в качестве компенсации за утрату поста может с легкостью претендовать на создание специально «под него» новой должности в «святая святых» российской власти. Причем должности, по значимости равной министерской, а то и вице-премьерской (тут все зависит от его активности).

И все это просто в качестве отступного за согласие мирно покинуть свой пост. Таков, к несчастью, уровень зависимости центра от Северного Кавказа и реальный уровень контроля Москвы над Дагестаном.

Как следствие - слух о том, что Рамазан Абдулатипов неспроста раньше Кремля объявил о своем назначении. Якобы неофициально он получил «мандат» на создание второго, вслед за Чечней, полунезависимого образования на Северном Кавказе, живущего, фактически, по своим законам. И все это – лишь бы навести в республике подобие порядка.

При этом в Кремле, если эти слухи близки к правде, видимо, забывают, что Рамазан Абдулатипов – политик «старой закалки», «примиритель народов» еще горбачевского периода, и его участие в конфликтах частенько заканчивалось их эскалацией. Не говоря уже о том, что он хорошо помнит так называемый «парад суверенитетов», причем не только российский, но и предшествовавший ему советский. И, кто знает, не примет ли он решение попробовать свои силы и в этом направлении в Дагестане?

Не менее странными выглядят и события вокруг российского Центробанка, отвечающего, формально, за монетарную политику в стране. В четверг вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что «шорт-лист» фамилий потенциальных руководителей ЦБ находится «на столах» у президента и премьера.

В числе претендентов на место нынешнего главы Банка России Сергея Игнатьева СМИ называют его первого заместителя Алексея Улюкаева, экс-вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, главу ВТБ Андрея Костина, вице-премьера Аркадия Дворковича, главу «ВТБ 24» Михаила Задорнова, главу совета директоров МДМ Банка Олега Вьюгина, а также еще двух зампредов ЦБ — Михаила Сухова и Сергея Швецова.

При этом, по мнению экспертов, наибольшие шансы имеют Улюкаев и Кудрин, который в последнее время активно играет в роль политика, находящегося в «мягкой оппозиции» действующей власти.

Обсуждение явно идет не в безвоздушном пространстве, поскольку сопровождается публичными дискуссиями и рождением таинственных слухов. При этом информация о скорой смене Игнатьева накануне получила неожиданное продолжение в виде атаке со стороны некоторых российских бизнесменов на ЦБ.

Самая громкая история вышла с заявлением Олега Дерипаски, который обвинил российский финансовый регулятор в фальсификации данных о происхождении инфляции в стране, а также стоимости капитала и кредитов в России. Его высказывания активно обсуждались в блогах, что иногда даже напоминало скоординированную компанию.

В частности, Дерипаска в эфире телеканала Russia Today заявил, что причина проблем в ЦБ заключается в недостаточной квалификации его сотрудников, потому что «никто из этих людей не работал ранее в частном банковском секторе».

Это навело некоторых слухмейкеров на мысль о том, что речь идет о лоббировании какой-то «своей» фигуры на пост главы ЦБ. Ведь, например, ни Улюкаев, ни Кудрин также не имеют опыта работы в частных банках. Могло быть и просто «антилоббирование», то есть попытка заблокировать какое-то конкретное назначение, о подготовке которого Дерипаска, в отличие от прессы, уже в курсе.

Это назначение, например, может лоббироваться правительством Дмитрия Медведева. Однако его вес сегодня не столь значителен, чтобы гарантированно его «продавить». Сам Медведев раз за разом оказывается жертвой информационных атак. Не так давно в Интернете, например, появился уже второй фильм, обвиняющий премьера в предательстве национальных интересов России и даже стимулировании глобальных конфликтов.

Если в прошлый раз, в конце лета этого года, говорилось о войне в Южной Осетии, когда Медведев якобы медлил с приказом о начале боевых действий, то теперь премьеру ставят в упрек его позицию по Ливии. Речь зашла о решении тогда еще российского президента поддержать в Совбезе ООН западный план по смещению ливийского лидера Муаммара Каддафи.

Причем автор ролика назвался латиницей «Дмитрий Рогозин», в связи с чем вице-премьеру, которого называют в прессе одним из наиболее активных претендентов на пост Медведева, пришлось оправдываться. В итоге, авторство свое, как и причастность к появлению ролика он, естественно, опроверг. Но на отношениях Медведева и его формального подчиненного эта история все равно не могла не отразиться.

Кроме того, в блогах стали распространятся слухи также о том, что ограничен доступ Медведева к федеральным телеканалам. То есть, телевидению якобы велели пореже показывать премьера или выбирать не самые удачные кадры с ним.

В связи с этим уже появились предположения, что утечка такой информации сделана преднамеренно, и речь идет о «самостреле», то есть, призыве окружения Медведева к общественности поддержать премьера, которого «травят».

Что интересно, слухи о новой атаке на Медведева совпали со вполне реальной атакой на либералов и просто слишком независимых политиков, остающихся в публичном пространстве. Речь идет как об обыске и допросе губернатора Кировской области Никиты Белых, так и о предложении Следственного комитета снять депутатскую неприкосновенность с экс-мэра Нижнего Новгорода, а ныне депутата Госдумы Вадима Булавинова.

Оба бодро заявили, что такое у них уже не в первый раз. И действительно, Белых с допроса, касавшегося работы оппозиционера Алексея Навального советником губернатора Кировской области, вышел всего лишь свидетелем. В свою очередь, Булавинов заявил, что причина уголовного преследования – в приближающихся новых выборах мэра Нижнего Новгорода, подтвердив предположения большинства политологов. А значит, после выборов уголовное дело якобы может рассыпаться само собой, как уже трижды было, уверяет Булавинов.

Вполне вероятно, что именно так и будет, и тот же Белых останется губернатором до конца срока и не превратится из свидетеля в подозреваемого. Однако, судя по тенденциям последних месяцев, большинство комментаторов полагают, что это продолжение масштабной зачистки политического поля, и любой поступивший явный сигнал против того или иного оппозиционера, пусть даже регионального масштаба, теперь неизбежно трансформируется в персональные репрессии.

Разве что Дмитрий Медведева этого наверняка избежит. Ведь не в интересах Владимира Путина, даже если и правдивы слухи о его намерении постепенно снижать и без того небольшое влияние своего «второго я» на политическую жизнь страны, создавать прецедент реального преследования бывшего президента России.

Иван Преображенский