Posted 15 июля 2013,, 11:40

Published 15 июля 2013,, 11:40

Modified 31 марта, 18:13

Updated 31 марта, 18:13

Дешевых витаминов Москве не видать?

15 июля 2013, 11:40
Продукты от фермеров хоть и присутствуют на московском рынке, но ничуть не уступают в цене заграничным. Отечественный производители не намерены упускать шанс подзаработать на согражданах.

Мы привыкли к тому, что зимой на прилавках столичных магазинов господствуют привозные овощи и фрукты, и цены на них едва ли можно назвать демократичными. Транспортировка, хранение — все это добавляет стоимости заморским томатам и яблокам. Но, казалось бы, в сезон, когда и отечественному производителю тоже есть что предложить изголодавшемуся по витаминам потребителю, цены должны снизиться, однако на практике продукты от фермеров хоть и присутствуют на столичном рынке, но ничуть не уступают в цене заграничным. Почему так происходит и когда в столице появятся дешевые овощи, выясняла корреспондент «Росбалта».

То, что Россия является зависимой от импорта овощей из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, ни для кого не секрет. И причина кроется не только в том, что наши производители мало собирают, отметили эксперты торговой системы АГРОРУ, проводившие обзор рынка овощей и фруктов. Одним из самых слабых звеньев в цепочке от производителя к покупателю является обеспечение сохранности плодов. У нас мало хороших хранилищ, а технологии, позволяющие продлить срок хранения овощей и фруктов, используются весьма скупо. Как результат - на складах теряется от 20% до 40% урожая, что только повышает зависимость России от импорта.

Но если в зимнее время на прилавках господствует импорт, то в сезон, по оценкам экспертов из АГРОРУ, порядка 70-80% продукции, продаваемой на рынке, принадлежит исключительно российским производителям. Однако, по регионам урожай распределяется весьма неоднородно. На юге России - в Краснодарском крае, Ставропольской и Ростовской областях уровень самообеспеченности овощами и фруктами, по понятным причинам, на порядок выше, чем в целом по стране. При этом, как утверждают специалисты, в достаточной степени обеспечены Москва и Санкт-Петербург.

Дело в том, что отечественному производителю тоже приходится тратиться на логистику и хозяйственное обеспечение, и он также хочет «срубить» за свой товар по максимуму, поэтому и возить его он готов только в регионы «с достатком».

Сегодня же предложить высокую потребительскую цену по силам только Москве и Московской области, а также Санкт-Петербургу и Ленинградской области. «Если посмотреть на статистку по производящим регионам юга, то можно сделать вывод, что порядка 90% экспорта уходит именно в эти части страны, причем порядка 60% приходится только на Москву и Московскую область», - отметил директор АГРОРУ Александр Харитонов. Аналогична ситуация и по Черноземью, откуда часть продукции также отправляется на региональный экспорт.

«Данная ситуация вполне понятна, ведь российские столицы традиционно могут предложить цену на плодоовощную продукцию в среднем на 20-25% выше, нежели рядовые потребители российских регионов. В результате здесь конкуренция между импортом и домашней продукцией значительно жестче. К тому же овощи относятся к товарам, которые лучше употреблять свежими, поэтому импорту здесь бороться довольно сложно. При этом у потребителя сложилась довольно странное представление, которое очень часто не соответствует действительности, что отечественные фрукты и овощи больше соответствуют бренду «органические» – с точки зрения использования пестицидов, удобрений, а также прочих средств, способствующих увеличению или сохранению урожайности», - подметил собеседник агентства.

Но отражается ли конкуренция между отечественными и импортными продуктами на их цене? Увы! Как подметили эксперты АГРОРУ, российский производитель везет свою продукцию в столицу с тем, чтобы продать дороже, чем в родном регионе. И цены на отечественные овощи и фрукты, стоит признаться, не всегда и не намного ниже, чем на импортные. Но, вот парадокс — не хотят снижать цены и местные, подмосковные производители, которые порядком экономят на транспортировке.

«Если продукция в достаточном количестве, мы снабжаем Москву, если в небольшом — обеспечиваем близлежащие округа, чтобы не тратить деньги на логистику. Также в зависимости от количества ягоды, которая у нас остается на складе, мы выбираем ценовую политику. Если ее немножко, то цену делаем повыше, если в избытке — то цена может быть снижена», - рассказал «Росбалту» руководитель отдела продаж Совхоза им. Ленина Дмитрий Саялин.

Этим летом подмосковной клубники могли отведать и жители Первопрестольной. «В этом году мы снабжали Москву в рамках ЮАО. У нас полностью развита своя прямая розница — в округе мы установили палатки в виде земляники, где все желающие могли попробовать и приобрести наш товар. Самая первая клубника отпускалась по 280 рублей, потом мы снизили цену до 250 рублей. Сейчас килограмм клубники стоит 180 рублей — это финальная цена под конец сезона», - рассказал собеседник агентства.

Не самые демократичные цены, особенно если учесть, что клубника — побочный продукт совхоза. Но имея свою прямую розницу и ограниченное количество товара, производитель вполне может устанавливать любую цену, не оглядываясь на конкурентов - «Покупают же!»

Тем же принципом руководствуются и магазины шаговой доступности, которые зачастую устанавливают цены выше, чем в супермаркетах, в расчете на то, что горожанам не захочется колесить по району после работы и стоять в очередях к кассе.

Казалось бы, дешевле должно быть на ярмарках выходного дня, ведь отечественные производители, которые приезжают в столицу из регионов, не платят за аренду торгового места, могут торговать без кассовых аппаратов, а все расходы по содержанию ярмарок город взял на себя. Однако сегодня любой потребитель, прогулявшись по ярмарке, а потом зайдя в близлежащий магазин или супермаркет, едва ли заметит разницу в ценах.

«Но если сегодня потребитель не различает ценового диапазона, зачем тогда нужен такой альтернативный вид торговли, который наделяется таким огромным количеством льгот? Главным критерием предоставления места на ярмарках выходного дня человеку, которого мы называем товаропроводителем, при обязательном соблюдении требований к безопасности и качеству продукции, должно быть существенное отличие цены, скажем, на 20% от цен в сетевых супермаркетах и магазинах шаговой доступности. Только тогда этот формат будет оправдан, а в столице появятся дешевые овощи и фрукты», - считает член Общественной палаты РФ, сопредседатель Всероссийского союза потребителей Владимир Слепак.

Однако чиновники поясняют, что все несколько иначе. «Мы живем в эпоху рыночных отношений и не можем устанавливать цены на товары», - отметила представитель пресс-службы столичного департамента торговли и услуг Анна Сергеева. То, что цены на ярмарках выходного дня не ниже, чем в магазинах шаговой доступности, по словам собеседницы агентства, достаточно логично.

«Если мы говорим о дискаунтерах, то это крупные сетевые компании с огромными логистическими центрами, которые заказывают большие объемы продукции и за счет чего могут держать на овощи и фрукты низкую цену. Мало того, чаще всего фрукты и овощи в дискаунтерах - это особые сорта, видоизмененные, которые могут долго храниться», - пояснила она.

А идея ярмарок выходного дня, по словам Сергеевой, заключалась в том, чтобы предоставить москвичам доступ к продуктам отечественного производства. При этом она отметила, что фермерская продукция, действительно, стоит дороже, потому что требует больших затрат личного труда, использования определенных технологий.

«Мы нигде не декларируем, что цены на ярмарках выходного дня должны быть ниже, чем в дискаунтерах. Просто у потребителя должен быть выбор: в том районе, в котором он проживает, у него должна быть возможность, скажем, закупиться на неделю в гипермаркете, а на ярмарке выходного дня купить свежие ягоды», - подчеркнула собеседница агентства.

Она также добавила, что и отечественные производители несут транспортные расходы.

Так, на ярмарках представлены почти все регионы регионы ЦФО и стран-участников Таможенного Союза - Белоруссия, Казахстан. Если говорить о наиболее распространенных, то, по словам Сергеевой, это Тверская, Липецкая, Вологодская области.

«На ярмарках в «новой» Москве, которые мы открыли в этом году, достаточно много местных производителей. Подмосковные фермеры тоже есть, однако процент определить достаточно сложно, потому что заявки подаются каждую торговую сессию и говорить о каком-то стабильном показателе достаточно сложно», - заметила она.

Цена же зависит от конкретной ярмарки и от сезона. «Допустим, сейчас на ярмарках выходного дня на новый урожай яблок, картофеля, ягод достаточно приемлемые цены. Хотя и не ниже, чем цены в сетевых магазинах», - заключила собеседница агентства.

Анна Семенец