Posted 22 июля 2013,, 13:51

Published 22 июля 2013,, 13:51

Modified 31 марта, 18:07

Updated 31 марта, 18:07

Недетские проблемы столичных школьников

22 июля 2013, 13:51
Власти не отказываются от намерения научить молодежь толерантности. Чем предлагают лечить подростковый экстремизм столичные чиновники, рассказали в департаменте образования.

Наряду с традиционными формами воспитания в школе должны появиться совершенно новые механизмы работы с подростками, которые помогли бы научить их тому, что сейчас принято называть «толерантностью». Чем предлагают лечить подростковый экстремизм столичные чиновники, рассказали в департаменте образования.

«Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда определенные группы в обществе поднимают национальный вопрос не столько с тем, чтобы найти выход из сложившейся ситуации, сколько для решения своих собственных задач. И особенно страшно, когда в этот процесс вовлекают несовершеннолетних», - отметил и.о. заместителя руководителя департамента образования Игорь Павлов.

По словам чиновника, если в 2011 году число школьников, которые являются участниками неформальных молодежных объединений, склонных к экстремизму, составляло 252 человека, то уже в 2012 году их стало на сотню больше - 363 человека. "Кажется, что цифры скромные, но тем и опасен экстремизм, что влечет за собой цепную реакцию, что особенно страшно, когда речь идет о детях, и в основу положен национальный вопрос", - подчеркнул он.

Задача департамента образования, по словам Павлова, создать платформу диалоговой культуры. И кое-что уже начинает получаться. Столичные школы все чаще объединяются в крупные образовательные комплексы, что не только расширяет возможности в выборе своей индивидуальной траектории обучения, но и способствует интеграции ребят разных национальностей и этносов. «До начала преобразований образовательные учреждения были мононациональными анклавами. Сейчас мы видим позитивные изменения в этом отношении», - отметил чиновник.

Принципы толерантности в школах стараются прививать традиционными способами: собирают многонациональные спортивные команды и творческие коллективы, организуют волонтеров в помощь ветеранам, среди которых также есть представители разных национальностей. Однако в последнее время эти методы оказываются не столь эффективными.

«Ситуация осложняется тем, что в школе дети участвуют во всевозможных акциях, соревнованиях, что позволяет сплотить их, но приходя домой, многие из них слышат весьма нетерпимые высказывания родителей», - пояснил замглавы ведомства. Происходит своего рода борьба авторитетов, и далеко не всегда побеждает в ней школа.

Нужны новые механизмы работы с подростками, считает Павлов. И определенные наметки в департаменте уже есть. Комиссия по противодействию экстремизму разрабатывает механизм оперативного реагирования на любые проявления экстремизма. «Сотрудники образовательных учреждений - не правоохранители, не эксперты, поэтому о появлении на территории школы неформального объединения, склонного, по их мнению, к экстремизму, они должны сразу сообщить в управление образования, а там, в свою очередь, в полицию. Должен быть создан механизм оперативного межведомственного взаимодействия, который позволит не реагировать на конкретные случаи, а предупреждать их. Необходимо разработать средства экспертизы и квалификации каждой конкретной ситуации - это психолого-педагогическая задача, решать которую должны специалисты, а не педагоги", - подчеркнул чиновник.

При этом лечить экстремизм замглавы ведомства предлагает не только в школе, но и дома. «Ребята любят играть в компьютерные игры. Можно ведь разработать игру, которая в скрытом виде будет противодействовать экстремистским проявлениям. Заложить контент, который, подобно «эффекту 25 кадра», будет воздействовать на подростков», - полагает Павлов.

Но главное, по его словам, быть в борьбе с экстремизмом предельно осторожными и не переступать грань между профилактикой и пропагандой.

Но если экстремизм - проблема для столичных школ относительно новая, и чиновники от образования только учатся с ней справляться, то вопрос правонарушений в подростковой среде уже давно стоит довольно остро, и ситуация здесь, как отметил Павлов, стабильно сложная. Так, в 2011 году были задержаны 1042 подростка, совершивших правонарушения, в 2012 году - 986, а за первое полугодие 2013 года - 335. "В отношении административных правонарушений мы фиксируем некоторое снижение показателей, однако это не должно нас успокаивать, ведь основная задача профилактики - недопущение подобных случаев", - отметил чиновник.

Снижается и количество уголовных преступлений, совершенных школьниками. В 2011 году к уголовной ответственности были привлечены 492 подростка, в 2012 году - 473, и 252 человека за первую половину текущего года.

По-прежнему сложной остается и ситуация с наркотиками. Только с начала 2013 года в отношении школьников были возбуждены 7 уголовных дел, связанных с распространением наркотиков.

"Под влиянием политики федерального уровня: антиалкогольной пропаганде, запретительным мерам, число ребят, употребляющих алкоголь, резко сократилось, чего нельзя сказать о наркотиках", - посетовал замглавы ведомства. За первую половину года число подростков, привлеченных к административной ответственности за употребление наркотиков, по сравнению с прошлым годом выросло в разы. В 2012 году были зафиксированы 43 случая, а за первое полугодие 2013 года - 92.

"В таких ситуациях мы решаем вопрос о привлечении к ответственности руководителей образовательных учреждений и рекомендуем провести в школе добровольное тестирование на наркотики", - отметил Павлов.

Но чем же вызван такой скачок? По словам замглавы ведомства, школьники стали меньше потреблять чистых наркотиков и переориентировались на разного рода суррогаты - курительные смеси, мощные энергетики, дурманящие вещества. "На заседании профильной межведомственной комиссии мы поставили вопрос о том, чтобы определенный класс суррогатных психотропных веществ перевести в разряд запрещенных к розничной продаже. Сегодня они весьма доступны, что и провоцирует увеличение спроса", - заметил он.

Еще одна проблема, которая сегодня волнует столичных чиновников - беспризорность и безнадзорность. Пугающая статистика говорит о том, что сегодня в Первопрестольной более 3,5 тыс. ребятишек занимаются бродяжничеством и попрошайничеством. "В основном это дети, которые приехали в Москву либо из соседних государств, либо из других регионов. Сначала, как правило, их приводят в порядок, а потом выясняют адреса и возвращают к месту жительства. Однако, если речь идет о приезжих из других государств, сделать это бывает крайне сложно", - отметил Павлов.

Из этой проблемы, по словам Павлова, вытекает и другая - неисполнение родителями их обязанностей по воспитанию детей. С начала года более 1,8 тыс. родителей, ведущих ассоциальный образ жизни, были поставлены на учет.

Особое место в работе с подростками занимает сегодня профилактика суицидального поведения. До последнего времени данное направление не очень активно привлекало внимание общественности, однако в 2012 году ситуация резко изменилась: 20 завершенных суицидов по сравнению с 7 случаями в 2011 году - слишком резкий скачок.

"По оценкам ВОЗ, есть предположение, что к 2025 году в развитых странах, особенно в мегаполисах, уровень депрессивного состояния займет второе место после сердечно-сосудистых заболеваний и опередит злокачественные образования в ряду основных причин смертности", - заявил Павлов.

В свою очередь координатор "Детского телефона доверия" Олеся Вихристюк обратила внимание, что ситуация стоит довольно остро уже сегодня. За первый квартал текущего года на горячую линию поступили 480 обращений от детей и подростков, напрямую связанных с суицидальными намерениями. Только на линию "Московского детского телефона доверия" МГППУ поступают по 10-15 таких звонков в месяц, а это всего лишь одна из служб, работающих на Москву", - отметила она.

По словам Вихрисюк, в столичных школах сейчас ведется профилактика суицидального поведения, но не напрямую, а опосредованно. "Обсуждая на уроках литературы, почему герой в определенной ситуации поступил именно так, что помогло ему справиться, педагоги, зачастую даже не осознавая, вносят вклад в эту работу", - заметила специалист.
Но решить эту проблему силами только лишь образования, по ее мнению, невозможно. "Необходимо разрабатывать протоколы ведения случаев, заниматься мониторингом групп риска, в том числе, в социальных сетях. Особое внимание необходимо уделять обучению педагогов и работе с родителями, которые должны знать, в каких случаях нужно обращаться за помощью и куда", - подчеркнула эксперт.

Анна Семенец