Posted 2 декабря 2013,, 14:35

Published 2 декабря 2013,, 14:35

Modified 31 марта, 16:05

Updated 31 марта, 16:05

Недоверие и оккупация

2 декабря 2013, 14:35
Иван Преображенский
Ввести на Украину войска – с таким предложением независимо друг от друга в последние дни обратились к иностранным державам как те, кто называют себя сторонниками Виктора Януковича, так и адепты «евроинтеграции».

Ввести на Украину войска – с таким предложением независимо друг от друга обратились к иностранным державам как те, кто называют себя сторонниками Виктора Януковича, так и адепты «евроинтеграции». Однако если люди ведут себя как провокаторы и говорят как провокаторы, то и считать их надо за провокаторов.

Очевидно, что даже если в отставку уйдет правительство, а оппозиция вновь пойдет на Банковую улицу на штурм президентской администрации, все равно вводить иностранные войска (неважно, российские или американские), никто не станет. Даже несмотря на то, что у Украины, хотя про это многие и забыли, богатый опыт по части жизни под властью интервентов.

Депутат горсовета Севастополя Сергей Смольянинов призвал ввести российские войска на Украину. Он попросил об этом Владимира Путина, мотивируя это тем, что на Украине «западными спецслужбами и их агентами инициирована попытка свержения законной власти, организованы беспорядки, проплаченные митинги и информационные атаки в СМИ на финансируемых США интернет-ресурсах».

Кроме того, севастопольский депутат сослался на одну из петиций, размещенных в последние дни на сайте американского Белого дома, авторы которой попросили американцев о гуманитарном вторжении, чтобы защитить участников так называемого «евромайдана», проходящего в Киеве, от насилия со стороны украинской милиции и спецподразделений.

Впрочем, всего, на настоящий момент, на сайте Белого Дома зарегистрировано семь петиций, в которых США призывают помочь украинцам в борьбе с «преступной властью». Некоторые авторы просят оказать политическое давление. Другие – ввести американские войска. Наконец, самая популярная петиция предлагает президенту США запретить Виктору Януковичу въезд в Соединенные Штаты и заморозить банковские счета украинского лидера. За это проголосовало уже более 120 тыс. пользователей. Впрочем, шансов, что документ будет рассмотрен американскими властями немного – очевидно, что большинство голосующих – отнюдь не граждане США.

Опыт интервенций у Украины немалый. Практически с самого своего появления в качестве отдельного государственного образования, она переживала не просто вторжения, но периоды полного подчинения то тому, то другому соседу. Даже шведы успели прогуляться по украинским полям.

Ну а в ХХ веке в Киеве, после «позорного мира» подписанного большевиками в Бресте, немцы сидели в центральных областях. Позднее юг страны оккупировали французские интервенты. Непростыми были отношения в этом смысле и с соседями-поляками, а также с румынами, венграми. Наконец, и советская власть, по мнению украинских «крайне правых» была оккупационной. Почитай, что относительно независимой жизни украинское государство за последние 100 лет практически не вело. Если не считать последний период – с момента распада СССР и до наших дней.

Казалось бы, раз есть такие богатые традиции, так может и правда кому-нибудь ее оккупировать и навести порядок? Однако это, разумеется, шутка. Очевидно, что призывы к военной интервенции на территории Украины – это совершенно явные провокации. Недаром, Москва молчит, Вашингтон вообще делает вид, что практически не знает, что происходит в Киеве, а Евросоюз поругивает украинские власти, но категорически отказывается обсуждать даже тему введения на Украине чрезвычайного положения – какие уж тут «немецкие тазы» в оккупированной столице или «сенегальцев роты» на улицах Одессы.

В то же время, вопрос о том, чьи это провокации остается открытым. Возможно, они идут даже со стороны самого Януковича, который пытается, по мнению некоторых аналитиков, пугать и сограждан и «великие державы» возможным расколом своей страны.

Разговоры о военном вторжении призваны подогревать и без того горячую атмосферу, которая окончательно раскалилась после того, как в Верховной Раде заявили о готовности обсуждать отставку действующего правительства Николая Азарова.

«Слухи грозные, ужасные. Наступают банды красные», - писал Михаил Булгаков о настроениях в Киеве в 1918 году. И сегодня ожидания практически такие же. Идет война всех против всех. Противники Януковича распускают слухи о том, что от него толпами бегут холопы. Якобы пресс-служба его сына в полном составе перешла на сторону оппозиции и ушла на Евромайдан, а глава президентской администрации, как сообщают СМИ, подал в отставку.

В то же время, затаился глава правительства Николай Азаров. Говорят, что у него нет поддержки, и он легко даст себя «слить» вместе со своим кабинетом министров, чтобы Янукович смог обменять эту отставку на отступление оппозиции. Однако нельзя исключать и попытки всеми брошенного и не имеющего серьезной опоры в правящей партии Азарова перейти в наступление и не дать «семье» президента так легко выкинуть его из политики, обменяв на примирение с «евроинтеграторами».

Человек без опоры в обществе, но с серьезным набором политических и экономических полномочий, тем легче может стать пешкой в чужой игре (хоть российской, хоть европейской, хоть американской) на украинской политической доске, чем меньше за его спиной реальной поддержки со стороны населения или олигархов.

Впрочем, все это лишь предположения. Главная проблема в том, что на настоящий момент в Киеве нет никакой ясности, кто на чьей стороне борется, кто чего добивается, кто как в своих интересах пытается использовать массовые протесты, но главное – насколько серьезны протестующие в своем стремлении демонтировать действующий политический режим. Впрочем, это станет понятно в случае, если отставка кабинета министров все же состоится. Ни американцы, ни россияне, ни марсиане в Киеве не высадятся.

Продолжится ли в этом случае Евромайдан, будут ли его участники бороться дальше или вновь отдадут право решать свое будущее политикам? Это явно более интересный вопрос, чем даже фамилия будущего премьер-министра.

Иван Преображенский