Posted 2 декабря 2013,, 15:30

Published 2 декабря 2013,, 15:30

Modified 31 марта, 16:05

Updated 31 марта, 16:05

Паруса Крузенштерна

2 декабря 2013, 15:30
О фильме «Нева» и «Надежда», посвященном кругосветному плаванию Ивана Крузенштерна, рассказывает его автор, телеведущий и путешественник Михаил Кожухов. Премьера фильма состоится 7, 14, 21 и 28 декабря на телеканале «Россия».

Популярный телеведущий и путешественник Михаил Кожухов снял многосерийный фильм о выдающейся кругосветной эпопее Ивана Крузенштерна, которая была совершена в 1803-1806 годах. 7, 14, 21 и 28 декабря в утреннем эфире телеканала «Россия» телезрители увидят премьерный показ драмы, которая называется «Нева» и «Надежда». Первое русское плавание кругом света». Подробностями этого уникального проекта автор фильма поделился с корреспондентом «Росбалта».

- Почему вам пришла в голову мысль снять фильм об этом плавании?

- То, что совершили эти люди – это, безусловно, подвиг. Без навигационных приборов, в невероятной тесноте, испытывая сильнейшие лишения, они совершили морской поход, сопоставимый - по тем временам - с полетом Юрия Гагарина в космос. В ту пору мощь империй определялась не наличием ядерных боеголовок, а их морскими возможностями. До плавания Крузенштерна России не было в списке великих держав. Благодаря ему она там оказалась.

- Почему фильм называется ««Нева» и «Надежда»»?

- Так назывались корабли, на которых российские путешественники совершили это кругосветное плавание. «Надежда» - это корабль Ивана Крузенштерна, а «Невой» управлял его друг, капитан Юрий Лисянский.

- В чем уникальность вашего нового проекта?

- Насколько мне известно, это первая попытка рассказать о русском кругосветном плавании средствами телевидения. На отечественном телевидении это - первый в истории проект, в котором в рамках одного фильма так широко представлена география всего мира - от Аляски до мыса Горн, включая такие экзотические места, как остров святой Елены, остров Пасхи, остров Нуку-Хива из группы Маркизских островов, Курилы, Япония, Китай, - съемки проходили в шестнадцати географических точках. То есть, там, где имели место наиболее яркие, драматические события экспедиции. Этот мир - один из важных героев нашего фильма, потому что за последние 200 лет он сильно изменился. В описании наших героев он предстает в одном виде, а сегодня он выглядит совсем по-другому.

- Сколько времени заняла у вас эта работа?

- Работа над фильмом заняла полтора года. Я хочу еще сказать, что в фильме приняли участие известные актеры. Например, Сергей Горобченко, Максим Виторган, Илья Любимов, Кирилл Грацинский, которые в кадре читают дневники участников экспедиции. Мы специально не приглашали каких-то заслуженных мэтров, поскольку для меня важно было, чтобы актеры были примерно ровесниками своих героев, а они были очень молодыми людьми. Крузенштерну, например, одному из самых «старых» участников экспедиции, было чуть за тридцать, а основной офицерский состав и вовсе едва «разменял третий десяток». Но при этом и у Крузенштерна, и у Лисянского за плечами были уже шесть лет войн и сражений. Их мальчишками досрочно выпустили из Морского кадетского корпуса в Кронштадте и сразу направили на флот для участия в боевых действиях.

- Напомните, в какие годы было совершено это эпическое кругосветное путешествие?

- Экспедиция длилась три года — с 1803 по 1806 годы. В фильме впервые озвучены дневники некоторых ее участников. Например, дневник лейтенанта Макара Ратманова, который только недавно стал доступен для исследователей.

Кроме того, в фильме превращена в компьютерную графику потрясающая коллекция рисунков, которая была сделана участниками экспедиции - Тилезиусом и Левенштерном. Вообще невероятно, как за три года они смогли нарисовать столько и так качественно. Я вообще не уверен, что сейчас есть художники, способные рисовать с такой скоростью.

- Это документальный или художественный фильм?

- Фильм документальный, но там есть элементы художественной реконструкции, стилизованные под кино начала ХХ века. Они снимались в павильонах киностудии им. Горького, где были построены фрагменты кораблей, которые с помощью цифровых технологий потом «отправились в плавание».

- При подготовке к фильму у вас, вероятно, было много вопросов о том, что же происходило во время этого похода?

- По тому, что происходило в экспедиции, вопросов не было: каждый ее день описан в дневниках участников. Больше вопросов было о том, как это все выглядело, как были одеты матросы, из какой посуды они ели и так далее. Мы старались быть в этом максимально точными и столкнулись с некоторыми сложностями. В частности, мне так и не удалось найти точные чертежи этих кораблей — шлюпов — купленных в Англии специально для этой экспедиции.

Вообще, я, по-моему, изобрел новый жанр (хотя не уверен, что его нужно было изобретать), в котором есть, и ведущий, и озвученные дневники, и исторические реконструкции.

- Кто помогал вам в создании этого фильма?

- Он создавался при поддержке Русского географического общества и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Нашим научным консультантом выступил главный специалист по этой теме и потомок славного рода Крузенштернов — Алексей Крузенштерн. Он издатель и живет в Питере.

- В вашем фильме, насколько я знаю, герой знаменитой рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского ««Юнона» и «Авось»» Николай Резанов предстает отнюдь не в привычном романтическом образе.

- Не знаю, как к фильму отнесутся критики и зрители, но проклятие женской половины телевизионной аудитории я за этот образ точно заслужу. Потому что исторический Николай Резанов, при всех его заслугах, в том числе, и перед этой экспедицией, не имеет ничего общего с образом героя любимой многими рок-оперы. С одной стороны, сама экспедиция состоялась благодаря его ходатайству перед двором от имени Российско-Американской компании, а с другой, в моральном плане он был не очень чистоплотным человеком — выпивохой, гулякой и кляузником. Отношения между ним и Крузенштерном достигли такой остроты, что даже удивительно, как за три года экспедиции его случайно не смыло волной за борт...

- Какие задачи стояли перед участниками этой экспедиции?

- Крузенштерн настаивал на том, что Россия должна пользоваться выгодами морской торговли, это необходимо для ее развития. У Резанова же была локальная цель. Он был крупнейшим совладельцем Российско-Американской компании, и ему нужно было совершить инспекцию русских колоний на Аляске. К тому же, уже несколько месяцев не было вестей от управляющего компании Александра Баранова. Резанов накануне отплытия из России был пожалован в камергеры и должен был установить дипломатические отношения с Японией. Эта попытка провалилась - тогда в Японии действовала политика изоляционизма.

А вообще история этой экспедиции вполне могла быть выдумана Жюлем Верном. Там было все — коварство, предательство, самоубийство, людоеды, суровые испытания, которые не каждому по плечу. Она открыла целую эпоху русских кругосветных плаваний. Россия, включившись в эту гонку последней, завершила ее абсолютным чемпионом — ни одна страна мира не совершила столько кругосветных плаваний. Адмирал Крузенштерн, кроме всего прочего, еще и считается основоположником океанографии - до него никто и никогда не занимался изучением морских глубин. И это он, назначенный после похода начальником Морского корпуса, заложил основы подготовки русских моряков. А что мы знаем о нем сегодня? Большинство - только фразу из популярного мультфильма о человеке и пароходе.

Беседовал Александр Желенин

Подробный рассказ о съемках фильма читайте в блоге Михаила Кожухова на сайте телекомпании «Контраст».