Posted 20 января 2014,, 13:41
Published 20 января 2014,, 13:41
Modified 31 марта, 15:25
Updated 31 марта, 15:25
Британский мини-сериал «Шерлок» от ВВС, премьера которого состоялась летом 2010 года, стал кинематографическим феноменом, сформировавшим свою заметную фан-субкультуру. Третьего сезона поклонникам пришлось ждать почти два года. И вот в ночь с 1 на 2 января российская публика синхронно с британской прильнула к экранам…
Судя по рейтингам, «Шерлоку» вновь удалось произвести фурор среди как заграничной, так и российской аудитории. В чем же, собственно, причина столь бешеной популярности именно этого сериала – при явном изобилии у него конкурентов, также подвизающихся на ниве детективного жанра?
Главный секрет, как нетрудно предположить, кроется в образе главного героя, сложившемся в массовом сознании на протяжении более чем 100 лет и вобравшем в себя множество пост-конандойлевских модификаций. Шерлок Холмс за истекшие десятилетия успел побывать и роботом, и борцом с Кощеем Бессмертным. Думаю, если бы Стивен Моффат и Марк Гэтисс задумали сериал, скажем, про сыщика Джона Смита, подобного ударного эффекта они, скорее всего, не добились бы. А задействовав вечно нового и в то же время неизменного Шерлока, они автоматически гарантировали себе внимание тех, кто увлекся сравнением викторианского оригинала с различными вариантами модернистских и постмодернистских парафразов.
В начале XXI века востребованным оказался образ Холмса - «высокоактивного социопата». При этом, дерзко осовременивая героя, сценаристы в целом сохраняют все ключевые сюжеты первоисточника. Однако нынешний Шерлок – это уже не замкнутый, но в целом более или менее приветливый джентльмен, а настоящий психопат со «съехавшей» на почве разгадки различных криминальных ребусов крышей.
Следуя постмодернистскому принципу «перенасытить насыщенное и усложнить сложное», Моффат и Гэтисс соединяют в каждом эпизоде сразу несколько каноничных рассказов и обильно приправляют получившуюся смесь актуальным юмором. Длинные конан-дойлевские монологи Шерлока, в которых ему приходится объяснить туповатым слушателям путь своих логических умозаключений, авторы полностью визуализируют. Зритель как бы получает шанс проникнуть в голову этого сверхчеловека и изнутри понаблюдать за работой его мысли. Помимо прочего, такой прием позволяет сохранить быстрый темпоритм, привычный для человека информационного общества.
Актеры в проекте тоже подобраны достаточно толково - с точки зрения постмодернистской «экшн-драйв-сверхдачи». Харизма «нетипичного красавчика» Бенедикта Камбербэтча, которому роль Шерлока открыла путь в большое кино, явно добавляет фильму шарма, заставляя томно вздыхать миллионы представительниц женского пола. А добрый простак Ватсон в исполнении Мартина Фримена отлично оттеняет достоинства центрального персонажа. И стильная оболочка, таким образом, маскирует детективную историю, порой изобилующую повторами и штампами.
В третьем сезоне авторы, поднаторевшие в вольном обращении с классикой, решаются на еще более радикальные шаги. Они заимствуют сюжеты из «чужих» произведений, игнорируют вопросы относительно того, каким образом выжил Шерлок после падения с крыши в финале второго сезона, вводят чуждую оригиналу любовную линию. Уверенные в преданности своих фанатов, создатели фильма, как мне показалось, откровенно над ними насмехаются, заставляя следить с замиранием сердца за вполне банальными сюжетными поворотами. И лишь в последнем эпизоде Моффат и Гэтисс снисходят до неожиданных сценарных зигзагов и сложных интриг. Завершается же этот детективно-мелодраматический винегрет коммерчески беспроигрышной концовкой, создающей задел на уже обещанный четвертый сезон.
В общем, аудитория не пресыщается. Моффат и Гэтисс соблазняют, но не удовлетворяют. Фактически они оставляют зрителей томиться в ожидании выхода следующего сезона. Судя по всему, это и есть рецепт продолжительного успеха сериала. Публика явно взвинчена и возбуждена. Актрисе, сыгравшей в третьем сезоне жену Ватсона, например, недовольные ее персонажем зрители уже присылают письма с угрозами.
В России же «Шерлок», похоже, становится достойным конкурентом сериалов «про ментов», привлекая весьма нетипичную для подобного западного продукта аудиторию. И тот факт, что «Первый канал» потратился на закупку модного британского сериала, - подтверждает это «антипатриотическое» предположение.
Анна Тючкалова, студентка СПбГУ