Posted 26 февраля 2014,, 14:18

Published 26 февраля 2014,, 14:18

Modified 31 марта, 14:50

Updated 31 марта, 14:50

Жить, как в Сочи

26 февраля 2014, 14:18
Зимняя Олимпиада стала главным не только спортивным, но и политическим событием в России и во всем мире. На волне успеха и полученного кредита доверия власть может приступать к осуществлению новых глобальных проектов, полагают эксперты.

Эйфория от победы на Олимпийских играх в Сочи у россиян может пройти уже через пару недель. Пока же рейтинги действующей власти так высоки и в России, и за ее пределами, что президент Владимир Путин с легкостью стал бы, например, генсеком ООН, если бы выборы состоялись сегодня. Этим необходимо воспользоваться, считает большинство экспертов, собравшихся в среду на заседание московского Политклуба «Росбалта», чтобы обсудить итоги Олимпиады.

Главный вопрос для рейтингов российский власти - это экономика, и на нее надо «нанизывать другие успехи», сказал в ходе дискуссии, озаглавленной «Итоги Олимпиады: геополитическое землетрясение и социальные последствия игры в Сочи», эксперт «Левада-Центра» Денис Волков. При этом именно в экономике сегодня ситуация в России отнюдь не идеальна. Тем не менее, по словам социолога, у большинства россиян сегодня налицо эйфория от удачного выступления нашей сборной в Сочи. Несмотря на то, что приблизительно для 20% российских респондентов были важны именно победы, а не собственно спортивные соревнования, сегодня большинство граждан страны наверняка гордятся удачным выступлением российских спортсменов, а также тем, на каком техническом уровне была проведена первая зимняя Олимпиада в истории России.

С этой точкой зрения согласился ведущий программы «Новости Содружества. Культура» телеканала «МИР» Рамаз Чиаурели, который, по его собственным словам, «никогда не был так рад» ошибиться с собственным прогнозом относительно итогов Олимпиады. Правда, по его словам, вовсе не обязательно, что эйфория в России будет краткосрочной, равно как и в некоторых других постсоветских государствах. Например, в Белоруссии, где биатлон по итогам сочинских игр имеет шанс превратиться в национальный вид спорта номер один, вместо хоккея.

Активно следили за Олимпиадой, по словам Чиаурели, и в Казахстане. А вот более низкий интерес со стороны Украины легко объясним происходившими там событиями. Что касается Грузии, то там год назад, когда надо было аккредитовывать в Сочи журналистов, проходили выборы, так что не было никакой ясности с тем, не присоединится ли официальный Тбилиси к бойкоту российской Олимпиады.

Кстати, именно отсутствие политического бойкота Игр в Сочи многие эксперты называют одним из главных итогов Олимпиады. То, как все прошло, должно было разочаровать тех, кто пытался сформировать накануне начала Игр искусственную негативную повестку дня, полагает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО, руководитель некоммерческого партнерства «Кавказское сотрудничество» Николай Силаев. В частности, он отметил, что не сработала «искусственная постановка Сочи в контекст Северного Кавказа». В том числе, попытка увязать проведение Игр с так называемым «черкесским вопросом», то есть, обвинениями России в якобы осуществленном ею в прошлом «геноциде черкесского народа», на землях которого проводится теперь Олимпиада. Даже зарубежная пресса, как отмечает Силаев, не подхватила эти темы, хотя попытки такие были.

Возможно, это связано с тем, что сама по себе повестка дня в Сочи стала, по мнению Силаева, классическим примером того, как экспертное сообщество само создало для себя заказ, сформировало «рынок аналитики и прогнозов», уверив всех именно в политической важности олимпийской темы.

Это внушение вполне удалось, и, действительно, Олимпиада оказалась главным не только спортивным, но и политическим событием последнего времени, как в России, так и в мире. Причем на первом этапе работала именно искусственно сформированная накануне Игр повестка дня, а уже к середине соревнований даже в зарубежной прессе наибольшее внимание уделяли успешной организации соревнований, от которых многие ждали кошмарного провала.

В итоге Россия и ее президент Владимир Путин приобрели серьезный политический кредит доверия, который сегодня может быть конвертирован в новый глобальный проект, полагает исполнительный директор Института политических исследований Григорий Добромелов. По его словам, Путин не зря вел активнейшую политическую кампанию во время соревнований, встречался с зарубежными лидерами, посещал олимпийские дома тех или иных сборных в Сочи. Недаром рейтинг Владимира Путина после Олимпийских игр, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, достиг рекордной для последних лет отметки в 67,7%.

Вопрос теперь только в том, что это будет за проект. С учетом, например, того, что, по словам Дениса Волкова, скорректировать образ России за рубежом вряд ли удалось - так называемые «правозащитные» темы по-прежнему остаются определяющими для иностранного общественного мнения. Впрочем, по словам Николаева Силаева, новым глобальным проектом для Путина могло бы стать внутреннее промышленно-экономическое развитие России, обустройство ее тем же образом, каким был отстроен Сочи. Это стало бы достойным применением «сочинского кредита доверия» - куда лучшим, чем, например, растрачивание его на конфликт с Украиной, резюмировали эксперты.

Иван Преображенский