Posted 3 мая 2014,, 20:10

Published 3 мая 2014,, 20:10

Modified 31 марта, 13:46

Updated 31 марта, 13:46

Красно Солнышко над Лубянкой

3 мая 2014, 20:10
В 2015 году в Москве установят памятник князю Владимиру Святославичу. Одним из возможных для это мест называют Лубянскую площадь. «Росбалт» выяснил, как к такой инициативе относятся политики и деятели культуры.

В 2015 году в Москве установят памятник князю Владимиру Святославичу. Накануне состоялась презентация инициативы, подготовленной Российским военно-историческим обществом (РВИО) совместно с Русской православной церковью. Планируется, что конкурс проектов памятника стартует после майских праздников, а победителя определит экспертное жюри уже этой осенью. Точное место для монумента пока не определено, но в числе возможных — центр Лубянской площади, где некогда располагался памятник Феликсу Дзержинскому. Однако эксперты, опрошенные «Росбалтом» уверены, что Лубянка — не лучшее место для реализации подобного проекта.

Проект по установке памятника крестителю Руси князю Владимиру Святому приурочен к тысячелетию со дня его смерти в июле 1015 года. По словам организаторов, инициатива не была самодеятельностью отдельных лиц, а «витала в воздухе уже очень давно». Предложения шли от «широких кругов общественности», - уверяет заместитель исполнительного директора по науке РВИО Михаил Мягков.

Именно на «общественные» деньги, собранные через пожертвования, проект и будет реализован — подобно уже готовящемуся монументу героям Первой мировой войны на Поклонной горе. Опыт работы над столь масштабными проектами имеется и у РПЦ. Недавний пример - памятник патриарху Гермогену в Александровском саду. Тогда более 70 работ, участвующих в конкурсе, было выставлено на всеобщее обозрение в пространстве Манежа. И только затем, в ноябре, экспертный совет определил фаворита. И теперь планируется провести все по схожему сценарию — после майских праздников будет объявлен конкурс, который завершится уже этой осенью. Организаторы рассчитывают получить в этот раз около 50 заявок. Одновременно с конкурсом РПЦ начнет согласовывать с московскими властями место, где памятник Владимиру Святославичу будет установлен.

Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) сообщил, что пока рассматривается только три варианта расположения — площадь перед Киевским вокзалом, Воробьевы горы и Лубянская площадь. При этом ожидается, что художники-конкурсанты сами будут предлагать, где может быть установлена их скульптура.

«Если будет 50 проектов, то наверняка будет 15-20 мест, которые будут предлагать авторы. Выбор будет за экспертами, градостроителями, художниками и жителями Москвы. Критерий здесь только один - гармоничность и сила образа, вписанного в городской ландшафт», - пояснил священник.

Он также добавил, что памятник Владимиру Святому в Москве необходим, потому как «это человек, который задал путь всей нашей цивилизации, культуре, религии и государственности».

Михаил Мягков солидарен с архимандритом Тихоном: «Князь Владимир несет то объединяющее начало, которого так не хватает нашим народам и политическим деятелям».

Стоит напомнить, что в феврале 2014 года был вынесен окончательный вердикт по поводу возможного возврата на Лубянку памятника Феликсу Дзержинскому. Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме на специальном заседании единогласно выступила против инициативы, которую, по подсчетам ВЦИОМ, поддерживала почти половина москвичей. Решение тогда было принято исходя из того, что восстановление памятника Дзержинскому может вызвать напряжение в обществе.

Однако вариант установки памятника князю Владимиру перед зданием ФСБ на Лубянской площади, где некогда размещалась фигура Феликса Дзержинского, также устраивает далеко не всех.

Так, известный режиссер, депутат Госдумы Владимир Бортко убежден в том, что «на месте памятника Дзержинскому должен стоять памятник Дзержинскому». «Памятники имеют свойство возвращаться», - сказал он. В то же время к фигуре князя Владимира режиссер относится как к личности, которая является «символом нашей страны». «Символ единого государства, от Киева до Москвы. Памятник ему должен стоять в том месте, которое мы должны ему найти, удачном и хорошем». При этом Владимир Бортко не решился рекомендовать место для монумента, отметив, что это прерогатива специалистов.

Член Совета по правам человека при президенте РФ Даниил Дондурей в свою очередь не видит оснований ставить памятник князю Владимиру именно в Москве, так как, согласно общепризнанным историческим данным, нынешняя столица России была основана спустя более двух сотен лет послекрещения Руси в 988 году. К тому же, считает главный редактор журнала «Искусство кино», Лубянская площадь ассоциируется у москвичей с репрессиями советского времени, поэтому памятник Владимиру там неуместен. «У меня нет ощущения, что в современной России, в этом страшном месте нужно ставить памятник. Ведь все знают, что Лубянка — имя нарицательное. Это имя ГУЛАГа, государственного насилия, смерти. Это очень сложный вопрос, почему именно там ставить. И почему именно Владимиру Красное Солнышко».

По мнению члена СПЧ, воплощения в скульптуре достоин Манифест от 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян. «Это освобождение крестьян от рабства. Это крупнейшее событие истории России, сопоставимое и с принятием христианства, и с освобождением от татаро-монгольского ига, и с Великой победой. Почему ни церковь, ни президенты нашей страны никогда не говорят о величайшем событии — об освобождении великого российского народа от рабства? Это чрезвычайно важно», - отметил он.

Эксперт подчеркнул: решение об установке в столице столь значимого объекта можно принимать только по итогам масштабной общественной дискуссии. «Нужно понять, что важнее. Знает ли каждый житель России Владимира Красное Солнышко, гордится ли им. Но он точно гордится тем, что его предки были освобождены от рабства и заслужили это. При том, что мы от него никак не освободимся. Как великий Чехов говорил, нужно выдавливать из себя раба ежедневно».

Несколько иной точки зрения придерживается другой член президентского совета по правам человека, журналист Николай Сванидзе. На его взгляд, в памятник перед зданием ФСБ можно поставить любому крупному российскому государственному деятелю, коих «полный учебник истории». Единственное исключение — Феликс Дзержинский. «Не потому, что Дзержинскому был плохой памятник (памятник по качеству хороший). Но просто это был памятник Дзержинскому. Со всей его репутацией, предысторией и так далее», - отметил журналист, добавив при этом, что размещение монумента Владимиру Крестителю на Лубянке равнозначно признанию этого места святым. «Лубянская площадь и здание ФСБ (бывшее КГБ, бывшее НКВД) — это далеко не самое святое место в нашей столице. Поэтому поставить памятник Владимиру Святому, человеку, принявшему христианство, именно на Лубянской площади — это в какой-то мере признание места, на которое ставится памятник, святым. Мне это не очень нравится», - сказал Сванидзе.

По мнению историка Игоря Чубайса, тот факт, что одним из вариантов места для памятника князю Владимиру Святославичу является Лубянская площадь — шаг вперед. «Это означает, что наконец прекращается весь этот бред про памятник Дзержинскому, который означал бы, что мы 90 лет двигались назад, а не вперед. Хорошо, что Лубянка даже по мнению официоза, теперь не является местом для поклонения палачу российского народа», - сказал эксперт. «Владимир - один из создателей русского государства. Русское государство создавалось из Новгородчины и из Киевщины. Роль Владимира, конечно, огромна», - добавил он.

В то же время, с точки зрения специалиста, на Лубянской площади уместнее было бы поставить памятник Ивану III. “Я думаю, что было бы правильнее поставить здесь памятник величайшему государственному строителю, первому русскому царю, первому руководителю государства, которое называлось уже не Русь, а Россия, первому объединителю земель — Ивану III”. Однако историк настаивает: наиболее важный фактор при принятии подобных решений — мнение граждан.

Стоит отметить, что заместитель исполнительного директора по науке РВИО Михаил Мягков в ходе презентации проекта заверил: решать судьбу памятника князю Владимиру будут именно москвичи. А отвечая на вопросы журналистов, он также заявил, что «Москва достойна памятника такому выдающемуся государственному деятелю, как Иван III. Отметив при этом, что это лишь его личное желание, не подтвержденное никакими документами. Так или иначе, вполне вероятно, что следующим историческим персонажем, которому в Москве будет установлен памятник, будет именно князь московский Иван Васильевич.

Денис Гольдман