Posted 30 июня 2014,, 14:49

Published 30 июня 2014,, 14:49

Modified 31 марта, 12:51

Updated 31 марта, 12:51

Посол для жестких поручений

30 июня 2014, 14:49
Желание Вашингтона сделать послом США в России Джона Теффта, возглавлявшего ранее дипмиссии США на Украине, в Грузии и в Литве, - это формальные похороны политики «перезагрузки» российско-американских отношений, полагают эксперты.

Вашингтон запросил у Москвы согласия на назначение послом США в России Джона Теффта. Напомним, что о грядущей смене главы американского дипломатического представительства в нашей стране стало известно еще в феврале, когда о своей отставке объявил предыдущий посол Майкл Макфол.

Российские СМИ делают акцент на том, что Теффт до того, как получить нынешнее назначение на работу в Москву, был послом США на Украине, в Грузии и в Литве. Некоторые прямо пишут, что это специалист по организации «цветных революций». Однако все сходятся на том, что Теффт - большой специалист по России и, как характеризуют его коллеги, он будет гораздо более жестким послом, нежели его предшественник.

Так что же в нынешних условиях означает назначение Теффта? Будет ли окончательно забыта политика «перезагрузки» российско-американских отношений, объявленная в свое время администрацией президента США Барака Обамы? Или с этой политикой было покончено гораздо раньше, а назначение Теффта, лишь констатирует то, что уже произошло?

Эксперт московского фонда Карнеги Алексей Малашенко считает, что «после присоединения Крыма к России стало ясно, что никакой «перезагрузки» российско-американских отношений быть не может, и говорить об этом смешно. А назначение Америкой Джона Теффта на должность своего посла в Москве это только подтвердило».

По словам Малашенко, Теффт «это не тот человек, который будет устраивать из американского посольства клуб и проводить какую-то свою линию на развитие дружеских отношений. Он будет просто выполнять те указания, которые ему будут даваться, тем более, с учетом его дипломатического опыта».

В этом назначении нет ничего неожиданного, утверждает эксперт. «Как аукнется, так и откликнется», - говорит он. «Я просто не могу представить себе, что в этой ситуации вдруг появился бы посол, или какой-то еще человек, который бы начал заниматься перезагрузкой российско-американских отношений. Ее нет и не будет, во всяком случае, при моей жизни», - прогнозирует Малашенко.

Политолог отметил, что Теффт «очень хороший чиновник, карьерный дипломат, неглупый человек, и очень хорошо разбирается в России. Он не станет «изобретать велосипед», а просто будет делать то, что ему говорят».

При этом Малашенко не исключает, что Теффт может остаться послом в Москве и после смены вашингтонской администрации в 2016 году.

Политолог Игорь Бунин характеризует Теффта, как дипломата и технологичного политика и также согласен с тем, что его новая должность знаменует собой отказ от «перезагрузки» российско-американских отношений, а также то, что Россия становится для Обамы третьестепенной страной.

Политолог Дмитрий Орешкин считает, что назначение «жесткого» Джона Теффта на место «мягкого» Майкла Макфола не повлияет особым образом на российско-американские отношения, поскольку те «и так уже достаточно плохи».

По словам эксперта, «для Обамы «перезагрузка» оказалась одной из самых главных внешнеполитических ошибок. За мягкость по отношению к Владимиру Путину его критикуют и демократы, и республиканцы, и эта критика нарастает.

«В перспективе приближающихся выборов демократам вообще мало не покажется, так как Путин сделал очень много для того, чтобы дискредитировать политику «перезагрузки» в глазах Запада. Он воспользовался ею для того, чтобы силовыми методами попытаться усилить свое влияние на постсоветском пространстве, помешав Грузии и Украине двигаться своим путем, пытаясь подавить движение в сторону европейских ценностей Молдавии и так далее», - говорит Орешкин.

«Обама отчетливо понимает, что ему надо быстрее забыть эпоху «перезагрузки», потому что она нанесла его политическим позициям существенный ущерб. Отсюда и более жесткий новый посол, так как предыдущий - Майкл Макфол - был большим любителем и ценителем русской культуры, испытывал большую симпатию к России, и пытался действовать мягко. Эта мягкость была воспринята, как проявление слабости», - говорит Орешкин.

В связи с этим политолог вспомнил слова Иосифа Сталина, которые приводил в своих воспоминаниях Уинстон Черчилль. Во время войны, когда два лидера обсуждали между собой будущее Японии, Сталин заявил Черчиллю, что «азиаты понимают только язык силы». «Поверьте мне, я сам азиат», - произнес генералиссимус.

Александр Желенин